Motorola и Samsung захватывают рынок cотовых телефонов в России ("Ведомости")
Вчера исследовательская компания Mobile Research Group (MRG) опубликовала отчет о состоянии российского рынка мобильных телефонов в I квартале 2004 г. Согласно ему в новом году расстановка сил на рынке существенно изменилась: компания Samsung Electronics стала лидером про объему продаж в денежном выражении, а по числу проданных телефонов опередила Siemens и Nokia, уступив только Motorola, чьи телефоны уже около полугода остаются самыми популярными среди россиян.
По данным MRG, количество проданных телефонов стандарта GSM в I квартале 2004 г. возросло по сравнению с IV кварталом 2003 г. на 21% и составило 5,1 млн штук. Из них на телефоны Motorola пришлось 1,3 млн, Samsung — 1,13 млн, Nokia — 0,96 млн, Siemens — 0,7 млн, на остальные модели — около 1 млн. Объем оптовых продаж в денежном выражении в I квартале 2004 г. вырос по сравнению с предыдущим кварталом на 20% до 586,7 млн евро. Согласно отчету MRG, на 1-м месте по этому показателю Samsung, на 2-м — Nokia, на 3-м — Motorola.
По словам аналитика MRG Эльдара Муртазина, в начале этого года были зафиксированы падение продаж телефонов Siemens, а также затоваривание складов сотовых дилеров продукцией Nokia. Муртазин полагает, что пользователи стали терять интерес к телефонам Siemens из-за их недостаточной функциональности, а основной проблемой телефонов Nokia является их высокая цена, поскольку лучше всего на российском рынке продаются бюджетные модели. Так, например, на 1 января 2004 г. на складах дистрибьюторов находилось около 320 000 телефонов Nokia, причем порядка 80% из них приходилось на модели стоимостью от $150. «Аппараты Nokia переоценены как минимум на 20% , и только снижение оптовых цен позволило бы продукции вновь стать конкурентной, — говорит Муртазин. — Но последнее маловероятно, поэтому продажи компании в дальнейшем, скорее всего, не увеличатся».
Как ни странно, у Samsung, предлагающей в основном дорогие модели, продажи значительно выросли. Пассивность конкурентов помогла Samsung выйти в лидеры: за прошедший квартал корейская компания продала примерно на 170 000 телефонов больше, чем Nokia, и на 436 000 — чем Siemens. Опередить лидирующую в штучных продажах Motorola по объему выручки Samsung позволили более дорогие модели. По оценке MRG, средняя цена корейских телефонов составляет 147,8 евро (соответственно, квартальная выручка Samsung составила 168 млн евро). Средняя цена телефонов Motorola на нашем рынке около $88 евро. «Samsung правильно выбрала стратегию — она предлагает модные телефоны, с цветными дисплеями, полифонией, что привлекает сейчас пользователей в больших городах, покупающих себе уже не первый телефон», — заключает Муртазин.
Этот успех стал неожиданным и для самой Samsung. По словам менеджера отдела телекоммуникаций Samsung Дмитрия Кузнецова, компания ставила себе целью стать второй по количеству продаж телефонов и первой по выручке только ко второй половине 2004 г. Получить комментарии об итогах I квартала у компании Nokia не удалось. В компании Siemens заявили, что MRG занизила их квартальные результаты. Ссылаясь на данные сотовых дилеров, они оценивают свою рыночную долю примерно в 25%.
По словам PR-менеджера компании «Техмаркет» Оксаны Хрусталь, в прошлом квартале на телефоны Samsung действительно был очень высокий спрос (даже наблюдался их некоторый дефицит) , а вот с реализацией моделей Nokia и Siemens, наоборот, были затруднения. Она полагает, что проблем со спросом на телефоны Siemens можно было бы избежать, если бы их цены были на 10 — 15% ниже. То же самое касается и Nokia: ее модели «неоправданно дороги» по сравнению с аналогичными моделями других производителей.
А вот другие крупные сотовые дилеры — «Евросеть» и Dixis — согласны с мнением, что приведенные в исследовании MRG данные о продажах телефонов Siemens занижены. У обоих дилеров телефоны Siemens на 2-м месте по популярности среди покупателей, а телефонам Samsung достались 3-е и 4-е места соответственно (порядка 20 — 21% от общего объема продаж).
Бесспорными бестселлерами во всех сетях сотовых салонов остаются телефоны Motorola. Доля Motorola в продажах «Евросети» составляет 25% , а у Dixis — аж 40%. На телефоны Samsung у того и другого приходится примерно 14 — 15% продаж телефонов в штуках. При этом пресс-секретарь Dixis Кирилл Лубнин отмечает, что за последние полгода продажи его компанией телефонов Samsung увеличились почти вдвое.
Светлана Витковская
Ведомости 28 апреля 2004 №74 (1114)
*