С 16 октября 2008 г. в секторе периодики отдела читальных залов Самарской областной библиотеки развернулась выставка, которая должна повысить интерес читателей к образовательным, воспитательным вопросам потенциала семьи, что особенно актуально для 2008 года — «Года семьи».

На выставке представлены журналы «Педагогика», «Народное образование», «Семья и школа», «Дошкольное воспитание», «Социологические исследования», «Человек», статьи в которых посвящены различным аспектам воспитания ребенка.

Традиционно главным в воспитании является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится себя вести в различных ситуациях. Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания, как считает Зикратов В., автор статьи «Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения» // Народное образование. — №8, 2007. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. По мнению Н. Андреевой, автора исследования «Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве», публикуемого в журнале Дошкольное воспитание. — №3, №5, №7, 2005., личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья, — именно так считает Сабитова Г. В., автор статьи «Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы»// Педагогика. — № 3, 2008. Необходимо осознавать, что каждая негативная оценка личности ребёнка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», какой бы справедливой, по сути, она ни была, какой бы ситуацией ни вызывалась, наносит серьезный вред контакту с ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребёнком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность по воспитанию во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребёнка.

Выставка работает в Секторе периодики Отдела читальных залов с 16.10.08 – 19.11.08.

Самарская областная универсальная научная библиотека.

Адрес: г. Самара, пр. Ленина, 14-а,

Телефон Отдела читальных залов: 335-68-53

*