В сложных финансовых условиях банки дошли до того, что начали требовать досрочного погашения задолженностей. К счастью, сектора автокредитования это пока не коснулось: требовать досрочно выплатить долги никто не будет и машины отбирать тоже.

Это возможно лишь в том случае, если цены на автомобили резко упадут на 15-25%, говорят банковские эксперты. Но, несмотря на то, что существование некоторых банков сейчас находится под вопросом, долги за кредитную машину все равно придется выплатить полностью – и, между прочим, возможно, уже совсем другим банкам.

Интересные настроения в последнее время царят в автомобильном сообществе: автовладельцы почему-то решили, что раз на улице кризис, а банки близки к тому, чтобы прекратить свое существование, выплаты по автокредитам можно на время приостановить – или совсем не платить. Посидеть подождать, что будет, того и гляди, про долги забудут. Свежий случай последних дней, рассказанный в одном из коллекторских агентств: в Воронеже владелец новенькой Toyota Corolla наотрез отказывался делать взносы за свою машину, полагая, что его банк все равно в ближайшее время обанкротится. Но банк не забыл о своем кредиторе. В народе пошел слух, что скоро начнут приходить за всеми, – ведь банкам сейчас так нужны деньги.

Коллекторам в последнее время действительно прибавилось работы: число просроченных задолженностей по всем видам кредитования только увеличивается. Что касается автокредитования, в первую очередь под удар попали состоятельные клиенты и владельцы автомобилей премиум-класса, то есть тот слой населения, который считался самым надежным. «Но мы этих заемщиков не трогаем. Ведь здесь речь идет не столько о кризисе ликвидности, сколько о кризисе доверия. Если сейчас кризис коснется взаимоотношений кредиторов и заемщиков, это будет тотальный коллапс”, – комментирует заместитель директора коллекторского агентства АКМ Александр Щербаков.

Коллекторы подчеркивают, что выбивание долгов и требование досрочного погашения относятся лишь к недобропорядочным заемщикам, которые игнорируют выплаты как таковые. Требовать автокредиты обратно у добропорядочных заемщиков банкам нет никакого резона, отмечает эксперт коллекторского агентства “Ефремов и партнеры” Владислав Топокин, поскольку это чревато не только огромными репутационными рисками для банка, но и большими издержками: операционными, судебными, плюс аутсорсинг по выбиванию долгов, организация розницы по продаже автомобилей и пр. “Это в принципе очень сложно, – говорит В. Топокин. – Это процесс не быстрый, поэтому говорить об этом преждевременно”.

“По ипотечным кредитам некоторые банки действительно начали требовать досрочного погашения. В автокредитовании аналогичной ситуации мы пока не наблюдаем, – констатирует А. Щербаков. – В секторе ипотеки это вызвано тем, что процентные ставки здесь были относительно невысоки при росте цен на недвижимость. Сегодня там ситуация стабилизировалась и цены заморозились. В автокредитовании ситуация другая, продажи растут, и возникновение аналогичной ситуации возможно лишь в том случае, если цены на автомобили упадут на 15-25%”.

Отметим, что в ближайшее время цены на машины вряд ли снизятся так резко, если снизятся вообще.

“Отбирать” машины банки тоже не будут – это просто не имеет смысла. Известно, что автовладельцы, приобретшие автомобили в кредит, полновластными собственниками своих автомобилей не являются: ПТС находятся в залоге в банке, следовательно, пока заемщик не выплатит долг, он как следует распоряжаться машиной не может. Однако банкиры знают, что отсутствие ПТС никоим образом не ограничивает права распоряжения кредитным автомобилем.

Подробнее: autoNews.ru

autoNews.ru

***