Большинство изображений и скульптур Гете не похоже на поэта при жизни
Лицо немецкой поэзии оказалось вовсе не таким, каким его принято представлять. Большинство изображений и скульптур Иоганна Гете является скорее плодом воображения художников, а не отражением великого поэта. Это в ходе компьютерной томографии прижизненной маски Гете доказал эксперт-физиономист из Мюнхенгладбаха Михаэль Хертль.
По мнению исследователя, выпустившего на днях книгу о своих изысканиях, можно уверенно говорить о том, что «документальной» работой является только бюст скульптора Карла Готтлоба Вайсера — именно так поэт выглядел в 1807 году, в возрасте 58 лет.
Для почитателей поэзии и немецкой истории это уже второй удар за год. Ведь весной этого года выяснилось, что Германия «потеряла» останки другого великого соотечественника — Фридриха Шиллера. Оказалось, что череп и скелет, которые, как считалось долгое время, принадлежали поэту, не имеют к нему никакого отношения, а истинное место захоронения Шиллера остается загадкой. Многолетний миф разрушили опять же дотошные исследователи, додумавшиеся провести генетическую экспертизу и сравнить ДНК из тканей черепа с фрагментами тканей зубов и бедра, взятых у сына поэта Эрнста Фридриха Вильгельма, и останками двух сестер поэта (подробнее см. «Время новостей» от 6 мая). Единственным же утешением для немцев в случае с Гете может служить тот факт, что два слепка с бюста Вайсера хранятся именно в Германии, в музее поэта в Дюссельдорфе и на его родине в Веймаре.
Директор Музея Гете в Дюссельдорфе Фолькмар Хансен, не скрывая гордости, заявил газете Die Welt, что из всех имеющихся прижизненных изображений поэта — рисунков, картин, скульптур — именно у него имеется «самый подлинный портрет». Уверенность в этом г-ну Хансену придает именно работа Михаэля Хертля, который доказал, что сделанная Вайсером для бюста прижизненная гипсовая маска Гете была единственной. Собственно, такая своего рода музейная ревность и сподвигла хранителей наследия великого поэта на сотрудничество с медиками.
Дело в том, что существует и другой известный прижизненный слепок лица Гете — он хранится в одной из частных коллекций. Его якобы делал уже в 1816 году один из столпов немецкого классицизма Иоганн Готтфрид Шадов. Однако томография показала, что маска, сделанная Шадовым, является лишь копией работы 1807 года, и никаких оснований считать ее оригиналом нет. Физиономист Хертль утверждает, что еще до исследования подозревал это: мол, по выражению лица Гете, по опущенным уголкам рта и резким морщинам на переносице видно, что процесс формовки раздражал поэта. И даже спустя десятилетие он едва ли позволил бы вновь измазать гипсом свою физиономию. «Существует только одна прижизненная маска», — поставил он в своей книге точку в спорах историков. И с этой маски был сделан один-единственный бюст Иоганна Гете.
***