Кадровая кризисная эволюция в рекламе и медиа
Когда живой организм попадает в неблагоприятные условия, в первую очередь у него меняются приоритеты: инстинкт самосохранения берет верх над инстинктом размножения, жизненно важные органы прячутся в панцирь, а лишние клешни и хвосты приносятся в жертву непростым обстоятельствам. Такими же принципами руководствуются сегодня компании.
«Переживу ли я этот кризис?», — спрашивает себя сегодня едва ли не каждый увешанный кредитами россиянин. Основания для опасений быть уволенным сегодня есть у многих. Не стали исключением и те, кто работает на медийном и рекламном рынках.
По идее, финансовый кризис в первую очередь спровоцировал оптимизацию человеческих ресурсов в наиболее уязвимых секторах рынка, которые связаны с коммерческим кредитованием. Возможно, влияние кризиса на медийную и рекламную отрасли несколько преувеличено и косвенно, но совершенно очевидно.
Павел Полянцев, генеральный директор агентства Nitro, говорит, что благополучие рекламных агентств напрямую зависит от того, насколько финансово уязвимы сейчас их клиенты: тем, для кого бюджетобразующими клиентами являются банки, страховые и строительные компании, может прийтись несладко. Другое дело рекламодатели из сегмента FMCG: по словам эксперта, что бы ни произошло, спрос на шоколадные батончики никогда не исчезнет.
Кто рискует угодить под сокращение и какие специалисты пользуются спросом сегодня на рынке труда, попытался выяснить Sostav.ru.
Ольга Бруковская, директор по маркетингу компании HeadHunter, сообщила Sostav.ru, что на сайте hh.ru пока не наблюдается снижение числа вакансий в сфере «Маркетинг/реклама/pr». По ее словам, рынок труда не успевает так быстро отреагировать на кризис, но соискатели постепенно начинают обновлять свои резюме, чтобы в случае плохого развития событий быть во всеоружии. Ольга Бруковская считает, что серьезных сокращений в сфере маркетинга и масс-медиа ожидать не стоит. «Несмотря на то, что в условиях финансового кризиса компании будут туже завязывать пояса и отказываться от роскоши — в данном контексте сокращать рекламные бюджеты — уволенными могут оказаться лишь неэффективные сотрудники. Профессионалы же, наоборот, окажутся востребованными как никогда, и их силы будут направлены на клиентский маркетинг и антикризисный pr»,- уверена она.
Данные исследовательского центра Job.ru показывают, что количество резюме по интересующим нас специальностям, размещенных у них в базе, заметно выросло в последнее время. Соотношение соискателей среди PR -специалистов (менеджеры, директоры, помощники) в сентябре/августе составило 2940/2135, среди маркетологов — 610/448, менеджеров по рекламе — 870/553, event-менеджеров — 140/126. Специалисты из области BTL разместили в сентябре почти в 2,5 раза больше резюме, чем в конце лета (146/60).
В сентябре новую работу на Job.ru ищут 597 журналистов, в то время как в августе их было 510. Количество резюме редакторов — 766 и 598 соответственно.
В том, что процесс пошел, можно легко убедиться. В ЖЖ, в сообществе для журналистов paparazzi пользователь velmerk пишет: «Я Владимир Кремлёв, художник-карикатурист, иллюстратор. Срочно ищу равноценную замену своей работе в РИА «Новости». Там проблемы, у редакции нет денег на соль и спички… Мою работу в РИАН можно посмотреть здесь». По мотивам этого поста было создано сообщество, в котором предлагалось сообщать обо всех случая массовых увольнений в СМИ. В нем вскоре появилась информация о том, что в двух изданиях ИД Валерия Комиссарова «Моя семья» — газетах «Единая Россия» и «Окна» — уволили всех сотрудников, включая главных редакторов. Нельзя не упомянуть недавний шум вокруг сокращения 5% сотрудников медиахолдинга РБК, которое его гендиректор Юрий Ровенский назвал ротацией кадров. По данным различных источников, количество потерявших работу колеблется от 100 до 500 человек.
Если допустить, что кадровые чистки приобретут массовый характер и рынок труда наводнят безработные маркетологи, пиарщики, копирайтеры, журналисты и прочие жертвы кризиса, оставшиеся без работы специалисты в свете дефицита рабочих мест неизбежно начнут занижать желаемый уровень заработка. Это, возможно, несколько поубавит прыть вчерашних студентов, которые сегодня заявляют, что готовы работать не менее чем за 50 тысяч рублей. Кроме того, компании и сами будут снижать уровень зарплат, из-за чего часть сотрудников, недовольных финансовым понижением, уволится по собственному желанию. На их место придут люди с более скромными запросами.
Павел Полянцев считает, что, те, кто останутся, будут получать столько же, сколько до кризиса, в то время как в среднем уровень зарплат на рынке снизится.
«Рынок зарплат из-за нехватки классных специалистов в рекламе явно перегрет. Допускаю, что за счет сокращения штатов топ-менеджерам удастся сохранить свои заоблачные зарплаты, но собственники бизнесов станут в этой ситуации значительно требовательнее к их работе», — считает генеральный директор рекламного агентства NFQ Станислав Комаров.
Он отметил Sostav.ru, что вряд ли увольнения сотрудников в рекламном бизнесе будут носить массовый характер, однако, существенные кадровые потери в крупных рекламных агентствах неизбежны. Это касается как топ-менеджеров, так и рядовых сотрудников. Павел Полянцев же считает, что агентства будут особо дорожить теми специалистами, которые являются для них профильными.
Станислав Комаров прогнозирует скорое возвращение на рекламный рынок «новых-старых» игроков — финансистов и риелторов. «Банкам крайне необходимо как можно быстрее заявлять о новых финансовых продуктах и инструментах, а торговцам недвижимостью продавать то, что построено за последнее время», — уверен он.
Наверняка, среди уволенных сотрудников далеко не все будут бесполезным «балластом», сброшенным компаниями за борт за ненадобностью. Скорее всего, кроме низкоквалифицированных, из числа рядовых сотрудников первыми будут уволены новички, находящиеся на испытательном сроке, сотрудники, добровольно желающие покинуть копанию, а также те, кого наняли под будущие проекты и в ком настоящее время нет острой необходимости. Так что сейчас наступают золотые времена для хедхантинговых агентств и отделов кадров. Им нужно только суметь разглядеть достойных кандидатов и выгодно их трудоустроить.
Не исключено, между такими родственными отраслями, как СМИ, рекламой и маркетингом непременно начнется обмен специалистами. Вполне предсказуем исход журналистов в пиарщики, копирайтеры и пресс-секретари. Менее вероятен, но не исключен обратный отток.
Оптимисты склонны рассматривать кризис не как угрозу для своего финансового благосостояния и карьерного положения, а как время неограниченных возможностей. Именно сейчас наиболее смелые и зубастые смогут на фоне всеобщей неразберихи выкарабкаться на качественно новый уровень. Некоторые используют образовавшееся после увольнения свободное время на свое образование. И будут правы. Так, через пару лет, вернувшись, они поднимут профессиональную планку в своей отрасли. Этот и ряд других факторов вызовут эффект посткризисного оздоровления рынка. По крайней мере, мы все на это надеемся.
Евгения Мелешко
15.10.2008
*