Сегодня к МКС успешно пристыковался космический корабль «Союз», который привез экипаж 18-й экспедиции и шестого космического туриста. Ричард Гэрриот пробудет на МКС несколько дней, а Юрий Лончаков и Майкл Финк задержатся на полгода. Но помимо привычных миссий, им придется выдержать еще одну — все это время экипаж будет жить в формате … реалити-шоу.

Дело в том, что НАСА (NASA) открыло в Интернете прямой доступ к переговорам между космонавтами и центром управления полетами в Хьюстоне. Слушать эти беседы можно круглосуточно, в НАСА обещают, что не будут транслировать лишь «приватные разговоры» членов экипажа с родственниками.

Услышать космические голоса может каждый — НАСА транслирует разговоры с орбиты. В Роскосмосе не считают опасной эту связь с Землей. Только удивляются, почему с Москвой не посоветовались, анонсируя орбитальное реалити-шоу.

Космический дом перестал быть крепостью: теперь голоса его обитателей доступны в Интернете, а раньше их слышали только в ЦУПе. Русские голоса тут же переводятся на английский. Российские космонавты, пожившие на МКС, удивляются, кого должны интересовать такие рабочие диалоги.

Александр Калери, летчик-космонавт: «Это очень рабочие моменты, и могут быть довольно специфические разговоры. Например, подстыковать кабель Х55–1, вентиль ВН1 повернуть в „открыто“, на штуцер ГР-2 подстыковать разъем от блока перекачки и тому подобное».

В Роскосмосе ничего страшного в этом не видят. Технические термины и частные переговоры никаких тайн не выдают. Волнует российскую сторону только этические и юридические вопросы. Во-первых, почему американцы самостоятельно приняли такое решение — ведь экипаж-то совместный. А во-вторых, как и кто будет фильтровать космический разговор, защищая частную жизнь космонавтов и астронавтов.

Александр Воробьёв, пресс-секретарь Федерального космического агентства: «Есть некоторые заявления в общественном плане, что мы, конечно же, частную жизнь раскрывать не будем. Но как это фильтровать, кто это должен делать и почему российская сторона не должна в этом участвовать — это, конечно, интересные вопросы».

Александр Калери, летчик-испытатель: «Понимаете, мы там не просто работаем, мы там живем. Живем и работаем. У нас в режиме труда и отдыха есть личное время».

Впрочем, американцы анонсируют трансляции переговоров 7 дней в неделю по 24 часа, но не передают в Интернет ни медицинских конференций, ни разговоров с родственниками.

И все равно повышенное внимание Земли может отвлекать обитателей МКС от ежедневной работы в космосе, беспокоятся в России.

Александр Воробьёв, пресс-секретарь Федерального космического агентства: «Сегодня я беседовал с одним из космонавтов, который только что вернулся с орбиты. И он рассказывает, что иногда это очень даже вредит. Например, операцию по смене блока он обычно проводит за 4 часа, а в случае, когда идет запись на видеокамеру, эта процедура занимает у него 5,5 часов. То есть имеется полтора часа добавочного времени».

На всякий случай в ЦУПе послушали первые трансляции на сайте НАСА. Ничего опасного ни для Земли, ни для частной жизни космонавтов не обнаружили. Пока тишину космоса нарушают обыденные человеческие голоса, нет в этом настоящей сенсации. Остальная Вселенная в разговор не вмешивается.

Теперь Роскосмос рассчитывает, что американская сторона обсудит все параметры трансляций переговоров МКС — Земля с юридической точки зрения. Все-таки партнеры должны советоваться.

НТВ ссылка на статью

*