Обеспечить самарские улицы въездами для инвалидных колясок, а крупнейшие торговые точки – уличными пандусами — вот важнейшая из задач, которые должна решить новая целевая программа по созданию качественно иной городской среды – комфортной для всех без исключения самарцев.

Приступить к разработке новой программы мэр Самары Виктор Тархов предложил на заседании Общественного Совета по проблемам инвалидов при Главе городского округа. «За 2-3 года в Самаре реально создать условия для полноценной жизни инвалидов, сравнимые с уровнем европейских городов. Для этого необходимо разработать соответствующую программу, и, в частности, некий специализированный городской стандарт, на который мы будем ориентироваться», — подчеркнул Виктор Тархов.

Как признался председатель Правления самарской общественной организации инвалидов-колясочников «Десница» Евгений Печерских, подобной инициативы от городских властей ждали давно. И, более того, база для новой программы уже существует.

«Нам давно хотелось услышать, что местная инфраструктура значительно отличается в плане доступности от городов Запада, и назрела необходимость принимать меры, — сказал Евгений Печерских. — Фактически программа, о которой мы говорим, уже разработана, ее рабочее название — «Интеграция инвалидов г.о. Самара в общество». Одной из ее задач и является создание среды жизнедеятельности для маломобильных слоев населения».

Ознакомиться с проектом Виктор Тархов выразил готовность в самое ближайшее время – не далее предстоящих выходных. По поручению Главы Самары к изучению документа на этой неделе приступит и Департамент социальной поддержки и защиты населения.

Все эти меры позволяют говорить о том, что первые шаги по реализации новой целевой программы будут сделаны уже в следующем году.

Наряду с планами на будущее на заседании Общественного Совета по проблемам инвалидов обсуждались и дела, воплощенные в году текущем.

Городская целевая программа по проблемам инвалидов «Самара – наша жизнь»,

действующая с начала года, позволила многое сделать впервые. Как отметила председатель самарской городской общественной организации Всероссийского общества инвалидов Инна Бариль, это и январские Дед Мороз со Снегурочкой, обошедшие с подарками дома детей-инвалидов, и летняя поездка на Кипр для 10 ребят с ограниченными возможностями, и соревнование «Рыбалка без границ» для 4-х взрослых команд, состязавшихся в искусстве лова на осеннем берегу. Многие дети и подростки-инвалиды в этом году получили возможность настоящего, востребованного творческого самовыражения: в Самаре прошли поэтический мастер-класс и городской литературный конкурс, по итогам которого была издана и презентована книга «На перекрестке всех моих дорог». Продолжается объявленный в сентябре литературный фестиваль для молодежи с ограниченными возможностями «Я, моя семья и мой город».

Самарские инвалиды получили в этом году и возможность найти себя в спорте. 2 городские команды приняли участие в сборах по подготовке к ежегодной областной Параолимпийской спартакиаде, заняв впоследствии 2 и 5 место. И впервые в Самаре на стадионе «Динамо» состоялся городской Параолимпийский фестиваль, положив начало новой доброй традиции.

Выявил текущий год и давние, но ранее не поднимавшиеся проблемы. В частности, речь идет о проблеме образования инвалидов — как школьного, так и вузовского. Как отметил Виктор Тархов, у детей-инвалидов есть реальная возможность получить высшее образование в Самарском муниципальном институте управления, где наряду с бесплатным обучением ребенок приобретет узконаправленную специальность, которая будет востребована муниципалитетом.. Однако, по словам Евгения Печерских, предложение вузов по этой части значительно превышает спрос: в 2008 году вузы Самары были готовы принять 40 ребят с ограниченными возможностями, однако захотели стать студентами всего лишь 7. Как пояснил Печерских, проблема кроется в особенностях системы образования – дело в том, что инвалиды, обучаемые на дому, получают лишь 30% знаний от объема учебной программы, и с таким «багажом» просто не рискуют поступать в вузы. Другая сложность – отсутствие социализации: инвалиды зачастую не знают, как общаться со сверстниками, по большому счету, не имея такого опыта. В идеале выходом из ситуации стало бы создание в школах соответствующей инфраструктуры и специализированная подготовка педагогов, что позволило бы детям-инвалидам обучаться не на дому, а в ближайшем к дому учебном заведении.

Очевидно, что быстрого и несложного способа решения этой проблемы не существует. Однако, как отметил Виктор Тархов, «чтобы решить проблему, ее нужно начинать решать — глаза боятся, а руки делают».

*