Нашествие медведей на Алтае. Из-за нехватки естественной пищи таежные хищники в поисках еды все чаще выходят из лесов и оккупируют улицы поселков.

Несмотря на то, что алтайские медведи считаются миролюбивыми, специалисты предостерегают местных жителей от встреч с косолапыми. Отстреливать обитателей заповедника нельзя, и люди придумывают все новые способы, как можно мирно ужиться вместе с медведями.

Алтайский государственный заповедник этой осенью закрыт для посещения. Выход в тайгу туристам запрещен, да и местные инспекторы отваживаются выезжать на патрулирование только с собакой и карабином. Виной всему медведи. Перед зимней спячкой они должны активно питаться. А в лесу неурожай ягод и кедровых орехов.

От косолапых первым делом пострадали фруктовые сады в окрестностях поселка Яйлю. Урожая груш и яблок местным жителям уже не видать. Да и целых деревьев почти не осталось.

Сергей Ерофеев, старший инспектор Алтайского государственного природного заповедника: «Фрукты в саду заканчиваются. Закончилась груша, сейчас добивают яблоки. Мы ожидаем, что агрессивное поведение медведей будет возрастать из-за недостатка кормов. Они в поселке давят кур, скотину».

Поселок Яйлю на берегу Телецкого озера сейчас переживает настоящее нашествие медведей. Хозяева тайги наведываются сюда ежедневно. Недавно среди бела дня задрали теленка в 50 метрах от местной школы. После 8 вечера на улицу никто не выходит. А с утра жители поселка подсчитывают убытки. Почти в каждом дворе сломанные заборы, разоренные сады и огороды.

Местные жители признают, что они хозяева в поселке только в дневное время. Начиная с 8 вечера и до самого утра в Яйлю хозяйничают уже медведи. И многие люди оставляют калитки открытыми на ночь — специально для того, чтобы медведи, забираясь в сады, не ломали заборы.

Первое время незваные гости еще боялись выстрелов или человеческих криков, но сейчас уже ко всему привыкли. Прогнать голодных зверей обратно в лес практически невозможно. Поэтому вечером едва ли не каждый житель поселка из окна наблюдает за хищниками, не в силах им помешать.

Татьяна Зубина, жительница поселка Яйлю: «Что делать, пасется. Кушает, садится на задние лапы. Начинаешь с ним разговаривать, он начинает ворчать. Ему не нравится, что я его гоню. Я выхожу, а они около крыльца. Не боятся ни выстрела, ни голоса — ничего абсолютно».

Яйлю — центральная усадьба Алтайского заповедника. Отстреливать зверей, пусть даже голодных и агрессивных, здесь нельзя. Это понимают все яйлинцы, но и жить в тесном соседстве с косолапыми становится все труднее. Поэтому сейчас собака в Яйлю — это не только друг человека, но и главный помощник. Не раз уже местные лайки спасали людям жизнь, предупреждая о приближении медведя.

Олег Митрофанов, старший найчный сотрудник Алтайского государственного природного заповедника: «Поскольку это территория заповедника, здесь собак можно держать только на привязи. Но мы разрешили собак всех отпустить. Они сигналы подают — медведя могут отпугнуть».

Яйлинцам остается только надеяться на себя и своих собак и ждать, когда медведи наконец залягут в спячку. Впрочем, и наступление зимы проблему до конца может не решить. Голодные звери часто не засыпают и становятся по-настоящему опасными медведями-шатунами.

НТВ ссылка на статью

*