В условиях финансового кризиса уральцам советуют воздержаться от получения больших кредитов. В случае возможного увольнения или сокращения зарплаты, предупреждают эксперты, заемщики не смогут расплатиться по обязательствам, взятым перед банками.

«Россияне не обладают развитыми рыночными инстинктами. Кризис – неотъемлемая часть рыночной экономики – об этом рассказывали еще в школе, но народ про это забыл. Теперь всегда будет так – мы интегрированы в мировую экономику, кризисы будет сменяться подъемами и наоборот, – отмечает зампред Уральского банковского союза Евгений Болотин.

Эксперт напоминает, что экономическая теория знает разные модели поведения людей в кризисной ситуации. «Это не процесс, которым кто-то сверху управляет – все зависит от инфляции. Если население психологически готово платить, она есть, когда население перестает покупать, инфляция кончается. Когда нет хлеба, золотые вещи никому не нужны. Если население решит, что цена слишком велика, спрос на товар упадет. В условиях, когда ужесточаются требования к кредитам, инфляция снижается. Можно ждать этого и в России», – говорит Евгений Болотин.

В этой связи он делает предположение, что цены на бытовую технику, скорее всего, сейчас снизятся – так как это не товар первой необходимости, а вот цены на продукты питания будут зависеть от реакции населения. «Сейчас россияне готовы принять повышение цен, хотя предпосылок к этому нет – денежный спрос упал, и чтобы продать товар, цены надо снижать. У нас же все наоборот – потому что нет правильных рыночных инстинктов. Например, когда американцы видят, что грядет кризис, они не акции свои боятся потерять, а работу, а у нас об этом даже не думают. У американцев здорово работает рыночная психология – начались проблемы в экономике, они осознают, что могут потерять работу, прекращают покупать дорогие вещи, «затягивают пояса» – это в итоге сказывается на снижении цен, а затем влияет на оздоровление экономики. Через какое-то время возвращается прежняя покупательская способность населения, – рассуждает г-н Болотин.

В отличие от американцев, указывает эксперт, россияне не умеют себя правильно вести в рынке – ни в момент роста экономики, ни в момент ее падения.

«Вот сейчас все в банках просят кредиты – люди продолжают покупать дорогие машины – не ясно, зачем они это делают. Понятно, когда «Порш» покупает человек, сколотивший свое состояние во время кризиса на фондовом рынке, но когда в салон приходит менеджер среднестатистической фирмы, и просит кредит на «Лексус», не ясно, зачем он это делает. Этот человек не понимает, что его уволят первым, а если даже и не сократят, то доходы его все равно упадут, и он не сможет платить по кредиту», – говорит замглавы УБС.

Предприятиям и организациям в нынешних условиях также советуют внимательней относиться к своим расходам. «Руководителям фирм и отделов планирования, особенно в малом бизнесе надо очень внимательно проанализировать ситуацию, и решить, как себя вести в новых условиях. Условия изменились – деньги станут дороже, кто-то потеряет доступ к кредитам, и этот период надо как-то прожить. Надо четко понимать, что у многих организаций не получится работать так, как они работали до кризиса, возможно, им следует откоррективать прежние планы развития», – отмечает Евгений Болотин.

NR2.Ru ссылка на статью

***