Финансовый кризис: "Настоящее искусство оставалось всегда в цене"
Навредит ли разразившаяся паника рынку произведений искусств? Или же, наоборот, пойдет ему на пользу? Галеристы и продавцы констатируют в эти дни заметно возросший спрос на музейные произведения.
Аукционные дома должны раскланяться перед обычно скромно оформленными мраморными вестибюлями нью-йоркских крупных банков и дизайнерским жильем в новомодном стиле «лофт» менеджеров их хеджевых фондов. Многие за последние годы стабильного экономического подъема собрали невероятные коллекции произведений искусств, обеспечив рынку благодаря безудержной внутренней конкуренции безумные рекорды. Из-за финансового кризиса теперь, с одной стороны, на рынок могут выйти оседавшие долгие годы в коллекциях самые яркие произведения. С другой – большая волна скупленных по спекулятивной цене и не застрахованных произведений искусства свидетельствует о том, что «мыльный пузырь», о котором так много спорили, оказался действительно мыльным пузырем.
Какого объема был этот пузырь, станет ясно в ноябре, во время больших аукционных торгов домов Sotheby»s и Christie»s в Нью-Йорке, на которых среди прочих лотов уйдут с молотка 16 работ из частной коллекции председателя правления обанкротившегося американского инвестиционного банка Lehman Brothers Ричарда Фалда. Christie»s, по некоторым данным, застраховал продажу произведений (в числе которых работы Барнета Ньюмана, Виллема де Кунинга, Агнес Мартин) на сумму в 20 млн долларов. С коллекцией фирмы, насчитывающей 3500 произведений, или еще более известной коллекцией фирмы Neuberger Bermann, которую в 2003 году поглотил Lehman, но которая (пока еще) не выставлена среди лотов, торги никак не связаны. Самые лакомые кусочки, по всей видимости, будут выставлены на аукцион только в следующем году.
«Аукционы в Dorotheum прошли очень хорошо»
Другими словами, международным аукционным домам не стоит беспокоиться о большом потоке новых поступлений. Это, а также «глобальная сеть клиентов» позволяют, к примеру, Christie»s с «оптимизмом встречать осенний сезон», отмечает представитель аукционного дома в Вене Ангела Байлу. По словам директора венского отделения Sotheby»s Андреа Юнгманн, рынок произведений искусства традиционно реагирует с отставанием примерно в 1,5 года на развитие экономики в мире. После наступления кризиса на короткий период установилась позитивная фаза, отмечает Юнгманн: «Именно во время кризиса рынка акций к искусству возрастает интерес как к варианту альтернативного инвестирования».
Несерьезным паникерство, как правило, считают и заявители австрийского рынка произведений искусства. На следующей неделе аукционные дома Dorotheum и Im Kinsky будут проводить свои масштабные осенние торги. Мартин Бём, генеральный директор Dorotheum, дал лишь краткий комментарий: «Аукционный предпоказ, прошедший во вторник вечером, собрал много посетителей, наблюдался невиданный спрос на произведения. Все сентябрьские аукционы в Dorotheum прошли очень хорошо. В настоящий момент мне нечего добавить».
Упомянутую Юнгманн начальную «фазу бума», во время которой после краха делаются попытки спасти деньги от последствий кризиса за счет вложения их в искусство, по мнению главы Im Kinsky Отто-Ганса Ресслера, предвосхитили последние «сытые» годы. «Я связываю свои опасения с тем, что уже сейчас в искусство инвестируется нереально много денег и рынок получается искусственно раздутым. Рано или поздно это может аукнуться».
Однако не обязательно в Австрии, где, по словам Ресслера, покупают все равно «по-другому» – «не ради наживы, а руководствуясь эмоциями». Падения цен на австрийское искусство опасаться не стоит. И тем не менее, из-за финансового кризиса даже на австрийском рынке наблюдается необычное оживление. Торговец произведениями искусства Герберт Гизе, специализирующийся на австрийских мастерах XIX и XX века, заметил в последние дни странные тенденции. «Решения хоть и принимаются, но это не обычный бизнес», – сообщил он в интервью Presse. Недавно с ним произошла курьезный для него случай – он продал две большие картины по телефону. «Я чувствую, что сейчас увеличилась тяга к абсолютным шедеврам. И я по-настоящему не знаю, были ли это приобретения по любви или просто выгодная инвестиция». В любом случае теперь для торговцев будет сложнее покупать. «Повезло тому, у кого закрома полны», – добавил Гизе с заметным облегчением.
Гизе сходится со своими коллегами во мнении, что в настоящий момент снижается число спекуляций на аукционах. Галерист Урсула Кринцингер отметила повышенный спрос на произведения поколения художника Эрвина Вурма – «там практически ничего не может случиться». Тенденция однозначно идет в направлении качества, поскольку «настоящее искусство оставалось всегда в цене». Но еще никогда она ежедневно не получала такого количества электронных писем из разных стран, в которых ей задают вопрос о том, что они привезет с собой с осенних выставок Frieze и FIAC. «Люди хотят точно выстраивать свои планы».
Поддержка не зависит от конъюнктуры
Еще больше, чем рынок произведений искусства, предположительно будет затронута финансовая поддержка искусства и культуры. Прежде всего американские музеи опасаются в настоящее время за свои бюджеты. Но и главными спонсорами важнейших выставок произведений искусства являются банки – UBS и Deutsche Bank. представитель DB сообщил в беседе с Presse, что банк продлил договор об оказании спонсорском помощи: «Наша поддержка культуре не зависит от конъюнктуры и может быть по-настоящему надежной только тогда, когда распланирована на достаточно длительный срок». Хорошо бы, чтобы это были не просто слова.
Альмут Шпиглер
***