Вчера Олег Зубков, командир потерпевшего в марте 2007 года в Курумоче крушение авиаланейра ТУ-134А, впервые предстал перед следователем в роли обвиняемого. Как считает Олег Зубков, это даже хорошо, что у следствия появилась определенность в том, кто же виноват. До этого экипаж пребывал больше года в подвешенном состоянии, не имея возможности летать и хоть как-то представить свою будущую судьбу.

Статус подозреваемого, утверждает командир экипажа, дает обвиняемым возможность начать работу с адвокатом, что они и сделали. Защиту будет осуществлять опытный адвокат, которая уже выиграла несколько серьезных процессов по авиационным происшествиям. Олег Зубков уверен в собственной невиновности, как и в правильности действий экипажа, и намерен отстоять свою точку зрения: «Был, если помните, сильный туман. Мы реально ждали улучшения погоды, что все откроется. По записи переговоров видно – шло спокойное общение, работали мы как часы».

Стоит отметить, что дела по авиакатастрофам нигде в мире быстро не расследуются, обычно уходит от года до двух лет. Изучение самарской катастрофы уникально тем, что впервые в истории российских крушений живы все члены экипажа. То есть предстоит определить степень ответственности так называемого «человеческого фактора», на который зачастую в последнее время «переводились стрелки». Статья УК 263 – нарушение правил безопасности движения воздушным судном, по которой возбуждено дело, предусматривает лишение свободы до семи лет. При этом не предусмотрено какой-либо альтернативы наказанию.

Напомним, что крушение произошло 17 марта прошлого года в 10.43 по местному времени, при посадке в аэропорту «Курумоч» рейса №471 авиакомпании «Ют-Айр», выполняющего рейс Сургут-Самара-Белгород, на борту находились 50 пассажиров и семь членов экипажа. Шесть пассажиров скончались на месте, 29 госпитализированы. Насколько известно, авиакомпания уже выплатила всем погибшим компенсацию в 75 тысяч евро каждому и по делу пока не заявлено каких-либо имущественных исков. Пострадавшими признаны все пассажиры рейса, а также их близкие родственники. Допрошены все члены экипажа, 36 работников метеорологических, диспетчерских, спасательных и иных служб аэропорта, приобщены инструкции, регламентирующие их деятельность.

В общей сложности произведено 15 осмотров места происшествия, изъяты информационные носители, системы и приборы воздушного судна, образцы топлива, масла и гидравлической жидкости. Проведена судебно-техническая экспертиза, которая установила, что ГСМ причиной аварии быть не могли.

Изъяты медицинские книжки пассажиров и членов экипажа, проходивших лечение в клиниках Самарской и Ульяновской областей, по ним проведено 29 судебно-медицинских экспертиз. Свои выводы представил и Межгосударственный авиационный комитет (МАК) – специалисты его усматривают ошибки в действиях, как метеослужб, так и командира экипажа. Но пока все они проходят по делу свидетелями, виновными никто не назван.

Людмила БОРОДИНА,

специально для изданий Медиа Группы ВАШ ВЫБОР

Крим-инфо (№229)

*