Туристический космоплан совместит бизнес с наукой
Компания Virgin Galactic, желающая стать первой в деле практической реализации частного космического туризма, разместит на суборбитальном челноке (а также на самолёте-разгонщике) геофизические приборы, с тем чтобы одним выстрелом убить двух зайцев.
И самолёт-разгонщик, и суборбитальный челнок смогут послужить науке уже в ходе испытательных полётов. Вероятно, приборы оставят на борту и в пассажирских рейсах (иллюстрация Virgin Galactic). |
Компания Virgin Galactic, желающая стать первой в деле практической реализации частного космического туризма, разместит на суборбитальном челноке (а также на самолёте-разгонщике) геофизические приборы, с тем чтобы одним выстрелом убить двух зайцев.
Американское Национальное управление по исследованию океанов и атмосферы (National Oceanic and Atmospheric Administration — NOAA) сетует, что не так-то просто найти самолёт для постоянных исследований на высотах более 8 километров. Конечно, техника, способная забраться и на 10, и на 15 км — существует, но специальные «научные» полёты стоят больших денег.
И тут помощь пришла с неожиданной стороны — от организаторов туристических полётов в космос.
Virgin Galactic — одна из нескольких компаний, обещающих вскоре начать регулярные суборбитальные рейсы на высоту 110 километров, за номинальную границу атмосферы. Virgin говорит, что ныне уже 280 человек зарезервировали себе места в «первом классе с видом на звёзды» (стоимость билета составляет $200 тысяч).
Об этих полётах, машинах, которые их обеспечат, и истории проекта мы подробно рассказывали в начале нынешнего года. А летом поведали вам об официальной выкатке нового самолёта-разгонщика «Ева» (Eve), также известного как проект WhiteKnightTwo.
Сэр Ричард (слева) и главный конструктор SpaceShipTwo и WhiteKnightTwo — Бёрт Рутан (Burt Rutan) в кабине «Евы» (фото Virgin Galactic). |
Напомним, этот аппарат должен послужить первой ступенью для космического туристического ракетоплана SpaceShipTwo (последний будет отделяться от «Евы» на высоте более 15 километров).
NOAA разместит свою аппаратуру на WhiteKnightTwo уже в ходе тестовых полётов этого белоснежного носителя, первый из которых может состояться через несколько недель. Всего на самолёт будет установлено три прибора, которые займутся измерением концентрации метана и углекислого газа в атмосфере, а также будут брать пробы на разных высотах, для последующего анализа в лабораториях на земле.
Суборбитальный челнок SpaceShipTwo в настоящее время готов на 60%, сообщает Virgin Galactic, а его выкатка намечена на лето 2009 года. Когда этот аппарат начнёт рейсы в космос, он также послужит платформой для геофизического оборудования.
Учёные рады: пока не существует машин, действительно регулярно летающих в ионосферу (кроме разве что геофизических ракет). Обычные ракеты-носители слишком «спешат» по своим делам (выводить спутники на орбиту), самолёты же и воздушные шары не забираются так высоко.
Между тем измерения на высоте 110 километров пригодятся для калибровки данных, которые будут поступать с нового американского спутника Orbiting Carbon Observatory (OCO), как ясно из названия, нацеленного на анализ содержания в атмосфере парниковых газов. Этот аппарат должен стартовать в космос в 2009 году.
Да и информация, которую будет собирать WhiteKnightTwo на 15 километрах, послужит сходной цели — исследователи намерены больше узнать о климатической машине Земли и происходящих с нею переменах. Так даровые рейсы Virgin Galactic, для которой приборы геофизиков будут лишь побочной нагрузкой, должны существенно помочь учёным.
«По моему мнению, нет никакой более насущной проблемы, чем изменение климата», — заявил глава империи Virgin, владелец Virgin Galactic сэр Ричард Брэнсон (Richard Branson). Напомним, он пообещал $25 миллионов остановившему глобальное потепление.
Источник: BBC News
1 октября 2008
***