Дети восьми и двенадцати лет учатся разными способами: восьмилетние усваивают знания, когда получают одобрение какого-нибудь действия, а двенадцатилетние — когда получают указания на собственные ошибки, говорится в статье, опубликованной голландскими учеными в журнале Journal of Neuroscience.

Известно, что люди постоянно учатся, особенно дети. При обучении возникает обратная связь — человек получает информацию о правильности своего действия или его ошибочности. Голландские физиологи исследовали влияние этих сообщений на процесс обучения, измеряя активность головного мозга с помощью магнитно-резонансной томографии.

В исследовании принимали участие три группы человек: дети 8-9 лет, дети 11-12 лет и взрослые 18-25 лет. Всем участникам давали систему заданий на установление правил. Если решение было правильным, на экране компьютера появлялась галочка, а если нет — крестик.

Во время выполнения заданий ученые измеряли активность участка коры головного мозга, ответственного за обучение.

Выяснилось, что у восьмилетних детей этот участок становится активным, если они видят, что сделали что-то правильно. При получении отрицательного сигнала активность в этом участке мозга не возникала.

У двенадцатилетних детей и у взрослых наблюдалась обратная картина — центры обучения активизировались при сообщении об ошибке и мало реагировали на сообщение о том, что все сделано правильно.

«Дети восьми лет учатся очень эффективно, но оказалось, они делают это другим способом, не так, как старшие дети. Взрослея, человек перестает думать в терминах «хорошо» и «не очень хорошо», а начинает анализировать собственные ошибки», — считает один из авторов исследования доктор Эвелина Крон (Eveline Crone), слова которой приводятся в сообщении Лейденского университета.

По ее словам, информация «ты сделал правильно» проще, чем информация «ты сделал неправильно». Обучение на ошибках требует более сложных навыков, например, нужно уметь спросить себя, что именно было сделано неправильно и как это произошло.

Как считают ученые, результаты исследования помогут учителям лучше понимать психологию детей и находить эффективные методы обучения для каждого возраста.

Также они отмечают, что позитивная информация вызывала сильную реакцию во всех возрастных группах в участке мозга, называемой базальными ганглиями. Поэтому, по словам ученых, одобрение само по себе нельзя скидывать со счетов в любом возрасте.

РИА Новости

*