Простая денежная операция по обмену валюты на рубли, которую в Москве можно провести едва ли не на каждом шагу, нередко может обернуться серьезными денежными потерями. В этом в четверг убедился сотрудник «НИ». Попытка поменять 10 тыс. долларов обошлась ему в 2400 «зеленых».

Готовясь к крупной покупке, наш коллега решить обменять 10 тыс. долларов, которые он долго копил, на рубли. В обменном пункте по адресу ул. Краснопрудная, дом, 7/9 он сначала уточнил курс и лишь потом положил в выдвижной ящик пачку стодолларовых купюр. Кассир, взяв деньги и сняв с пачки резинку, сообщила, что за обменную операцию придется заплатить комиссию 5%. Посчитав такой вариант невыгодным, клиент попросил вернуть ему деньги. Поскольку все, казалось бы, происходило на его глазах, пересчитывать возвращенные купюры он не стал и отправился в другой обменник, расположенный по соседству.

Там-то и выяснилось, что в пачке от 10 тыс. осталось лишь 7600. Вернувшись туда, где сумма «усохла», наш товарищ попросил вернуть пропавшие деньги. В ответ ему сказали, что, пока он отсутствовал, было проведено две валютные операции. Кто-то поменял 500 евро и 2450 долларов. Информация об этих операциях уже занесена в операционный лист, ни о каких других деньгах кассир не знает.

На просьбу показать лицензию на право проведения валютных операций и реквизиты банка коллеге дали телефонный номер, по которому можно все это выяснить. Абонент представился управляющим Александром Красновым и предоставил следующую информацию: банк, которому принадлежит обменный пункт, называется ООО «Север-Банк», его головной офис находится в Санкт-Петербурге, а здесь имеется отделение, территориально расположенное в подмосковном Красногорске. Был назван и номер лицензии на проведение валютных операций – 1903 от 10 марта 2005 года.

Поскольку в редакцию наш товарищ вернулся в шоковом состоянии, мы решили ему помочь. Для начала обратились за помощью в Банк России. Там нам посочувствовали и быстро сообщили, что банк под таким названием в реестре ЦБ не значится, равно как и лицензия под номером 1903. Александр Краснов, которого «НИ» попросили разъяснить ситуацию, сказал, что не понимает, почему его банка и лицензии нет в реестре. Он также сообщил, что обменный пункт на Краснопрудной работает уже два года, а всего у банка в Москве шесть обменников. Также управляющий заверил, что уже дал задание своей службе безопасности расследовать это дело и посоветовал ждать от них звонка.

В Банке России, куда наш сотрудник, придя в себя, обратился с жалобой и просьбой провести проверку обменного пункта, ему сообщили, что в данной ситуации помочь ничем не смогут: раз банка нет в реестре, то и проверять нечего. Это уже сфера компетенции правоохранительных органов.

«Как правило, за сомнительными вывесками скрываются откровенные мошенники, – сообщили «НИ» в пресс-службе УБЭП ГУВД Москвы. – Многие из них действуют по элементарной схеме – ждут, когда им на удочку попадется серьезный клиент. После этого пропадают с частью его денег, открывая лавочку уже в другом месте». В уголовном розыске нам подтвердили, что подобный вид «развода» вовсю процветает сегодня. «Если вы поняли, что вас обманули, никуда не уходите от обменника и сразу же вызывайте милицию, чтобы зафиксировать этот факт. Иначе что-либо доказать потом будет уже крайне сложно», – сказал «НИ» пресс-секретарь департамента уголовного розыска МВД РФ Андрей Злыдень.

Специалисты отмечают: аферы в обменниках представляют собой многоуровневую систему. Как и в нашем случае, мошенники зачастую скрывают информацию о взимаемой комиссии – в результате люди узнают об этом уже только после обмена валюты. «Самый распространенный прием – когда клиенту выдают меньшее количество купюр. В некоторых обменниках аппараты для пересчета денег установлены таким образом, что люди их не видят, – пояснил «НИ» президент Института верховенства права Станислав Маркелов. – Ставка делается на то, что деньги станут пересчитывать, уже выйдя из помещения. А вернувшимся с претензиями обманутым гражданам удивленно отвечают, что впервые видят их в глаза».

Новые Известия ссылка на статью

*