Правительство Великобритании вернуло католиков на престол.

Похоже, что самая традиционная из европейский монархий — британская — в скором будущем распрощается сразу с двумя своими, казалось бы, незыблемыми традициями. Как пишет лондонская The Guardian, правительство Гордона Брауна разработало ряд поправок к акту о престолонаследии, остававшемуся неизменным 307 лет — с 1701 года.

Отныне королем может стать не только представитель традиционной британской англиканской церкви, но и католик, более того, корона будет передаваться не обязательно по мужской линии (часто прерывавшаяся традиция престолонаследия по мужской линии насчитывает почти тысячу лет), к тому же значительно упрощается сам вопрос престолонаследия — наследником будет считаться первый ребенок, родившийся у королевской четы.

Конечно, в современной Великобритании с ее политкорректностью и религиозной толерантностью, доходящей порой до абсурда даже с европейской точки зрения (вспомним про признание на территории Соединенного Королевства правомочности шариатского суда), эти новшества не вызовут общественных потрясений, но если заглянуть в глубь истории вопроса…

Английские монархи до XVI века были все как один ревностными католиками и зависели от Рима, хотя, как и прочие короли, недолюбливали Папство, бесцеремонно вмешивавшееся во все мирские дела, да еще и сдиравшее церковную десятину. Духовенство и монастыри на Британских островах владели к началу правления короля Генриха VIII (имевшего привычку часто жениться и разводиться, притом иногда наиболее радикальным способом — отрубая надоевшим женам головы) чуть ли не третью плодородных земель и сконцентрировали в своих руках четверть годовых доходов казны. Рим был далеко, нашествия на Англию были забыты за несколько веков, и король-реформатор Генрих VIII (1509—1547), не получивший от Папы Римского долгожданного и обязательного в то время разрешения на развод с опостылевшей женой для последующей женитьбе на своей любовнице Анне Болейн, разрубил гордиев узел, объявив себя главой британской церкви и объявив английскую Реформацию по аналогии с Реформацией германской, начатой незадолго до того Мартином Лютером. Генрих поставил католицизм вне закона и распустил монастыри, отняв у них земли и накопленные сокровища. Массовые волнения католиков были подавлены огнем и мечом. После смерти короля его старшая дочь, Мария Тюдор, ревностная католичка, призвав на помощь святую инквизицию, в свою очередь обагрила свои руки кровью сограждан, на кострах и плахах гибли тысячи протестантов. Ее сестра по отцу, королева Елизавета, победительница испанской Непобедимой армады, была в противоположность сестре ярой протестанткой и сумела сплотить нацию перед угрозой испанского вторжения, а свободолюбивая протестантская этика позволила Британии стать не только владычицей морей, но и самой свободной и передовой во всех отношениях страной того времени. Впрочем, после смерти великой королевы в 1603 году католичество вновь вернулось на английскую землю. И опять казни, восстания, интриги Рима и вечная война с непокорным вассалом — незыблемо католической Шотландией. Впрочем, по той же причине и в то же время в Европе полыхала 30-летняя война между католиками и протестантами, почти уполовинившая население Германии. Борьба между религиями в британском королевстве не унесла столько жертв, но народ устал и от религиозной вражды, и от кромвелевской пуританской революции.

Но только при короле-протестанте Вильгельме Оранском (1688—1702) прекратилась полуторавековая практически не утихавшая гражданская религиозная война, и протестантизм воцарился в Британии, казалось бы, навсегда. Во всяком случае как минимум для английских монархов.

Но все течет и все меняется в этом лучшем из миров, и теперь даже в консервативном британском королевстве монарх может быть одновременно и католичкой, и женщиной.

Александр ЛИБЕРМАН

Время новостей ссылка на статью

*