Один заключенный погиб и еще как минимум 25 пострадали в результате беспорядков, происшедших во вторник вечером в исправительной колонии (ИК) строгого режима №6, расположенной в поселке Управленческий Красноглинского района Самарской области. Начались они с массовой драки между заключенными, а закончились поджогом зданий колонии.

Изначально появлялась информация, что при беспорядках пострадали и трое сотрудников администрации ИК, но представители регионального управления ФСИН ее не подтвердили.

Что стало причиной беспорядков, вчера только выясняли следователи областного управления Следственного комитета при прокуратуре. Пока по факту ЧП возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ — 321 (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества) и 212 (массовые беспорядки). По мнению же местных правозащитников, причиной беспорядков стали обусловленные политикой руководства ИК разногласия между двумя группами зэков — так называемыми «активистами», которые сотрудничают с администрацией, и остальными. Последние якобы возмутились не равнозначным отношением руководства колонии к одним и тем же проступкам заключенных.

В ИК №6 в поселке Управленческий содержится около 2 тыс. осужденных, отбывающих наказание в основном за тяжкие преступления. У трети из них сроки наказания больше 15 лет лишения свободы.

По информации Главного управления ФСИН по Самарской области, беспорядки в колонии начались около восьми часов вечера с драки между осужденными двух отрядов. По предварительным данным, в общей сложности в ней участвовали порядка 50 человек. В ходе побоища были также подожжены восемь вышек так называемого внутреннего контроля. Расположены они не по периметру колонии, а непосредственно на ее территории между секторами, на которые разделено учреждение. Дежурят на вышках не конвойные, а осужденные из числа «активистов», которые наблюдают за движением остального спецконтингента по территории и в случае необходимости открывают внутренние ворота между секторами. В результате четыре из таких вышек-будок сгорели полностью, кроме того, огнем было уничтожено здание бывшего штаба. В последние годы в нем размещались различные кружки, в которых могли заниматься заключенные, а также склад.

Как отметил представитель регионального УФСИН, это была деревянная постройка 30-х годов прошлого века, довольно ветхая, и ее «все равно надо было сносить». Тем не менее на территорию ИК были вызваны несколько пожарных расчетов, которые боролись с возгоранием почти два часа.

Полностью наведен порядок в колонии был уже к полуночи. При этом, как отметили в УФСИН, администрация колонии справилась своими силами и спецназ и спецсредства в отношении заключенных не применялись.

В результате пожара и беспорядков пострадали и были госпитализированы 25 человек, трое из которых получили серьезные ожоги. Уже вчера при разборе сгоревших построек было найдено тело одного погибшего заключенного. По предварительным данным, он не смог выбраться из одной из подожженных вышек.

Пострадал также и один сотрудник учреждения — у него были зафиксированы легкие ушибы лица. Правда, по информации УФСИН, пока непонятно, имел ли отношение этот инцидент к беспорядкам. Согласно рапорту пострадавшего сотрудника, за несколько часов до беспорядков один их осужденных ударил его кулаком. Разбираться в причинах беспорядков в колонию вчера прибыли представители региональной прокуратуры, СКП и комиссия ФСИН из Москвы.

Местные же правозащитники рассказали, что эта колония в Красноглинском районе им хорошо знакома. По словам уполномоченного по правам человека по Самарской области Ирины Скуповой, ИК-6 всегда отличалась большим количеством жалоб на действия персонала. Особенно участились они после смерти в октябре прошлого года осужденного Сергея Подангина. По версии руководства, зэк скончался от пневмонии, но сами осужденные заявляли, что он умер в результате побоев. Тогда следствие проводило проверку, которая, однако, ничем не закончилась, а теперь всех, кто давал показания по тому делу, якобы третируют. Малейший проступок, утверждают осужденные, наказывается ШИЗО.

Впрочем, правозащитники не склонны связывать последние беспорядки с годовщиной смерти Подангина. По их мнению, ситуация, приведшая к беспорядкам, зрела несколько месяцев. Колония в Красноглинском районе, на жаргоне осужденных, считается «красной». Здесь много «активистов», сотрудничающих с администрацией, которая за это наделяет их «расширенными» полномочиями.

По словам осужденных, «активисты» в последние месяцы активно наседали на «воров» с требованием прекратить поставки в колонию алкоголя и наркотиков, при этом сами продолжали грешить и тем и другим. При этом администрация исправительного учреждения на нарушения «активистов» закрывала глаза. В результате вспыхнул конфликт. По данным уполномоченного по правам человека, пожар начался в общежитии «красных» и только потом перекинулся на корпус строгого режима, а затем были подожжены и вышки. Собственно, все пострадавшие от ожогов — это «активисты», пытавшиеся укрыться от разъяренных зэков.

По мнению г-жи Скуповой, в колонии №6 в принципе неправильно построена работа с контингентом. «Нельзя ждать хорошего в колонии, где начальник называет учреждение карательным. Не карательное оно, а исправительное. Из этого надо исходить», — отметила она.

Эдуард ЛОМОВЦЕВ

Время новостей ссылка на статью

*