Пусть платит владелец
Пострадавшие в ДТП требуют компенсации от концерна Volkswagen.
Небывалый юридический прецедент могут создать пострадавшие в автокатастрофе с участием радиоведущего Геннадия Бачинского. Они собираются подать в суд на российское представительство компании Volkswagen. Ей принадлежал автомобиль, на котором Геннадий Бачинский попал в ДТП в январе этого года. Татьяна Осипова, которая стала после этой трагедии инвалидом, и Вера Бундина, у которой погибла дочь, намерены отсудить по 500 тыс. рублей. По словам юристов, у потерпевших есть все шансы выиграть это дело, ведь по российским законам гражданскую ответственность за ДТП несет не только его виновник, но и владелец средства повышенной опасности.
Получить компенсацию от российского представительства Volkswagen Татьяне Осиповой и матери погибшей Юлии Меркуловой посоветовали юристы. С их помощью пострадавшие выяснили, что Volkswagen Golf, на котором Геннадий Бачинский отправился в свою последнюю поездку, принадлежал не ему лично, а представительству компании-производителя в России. Она предоставила радиоведущему машину в рекламных целях, чтобы тот рассказывал о ней в эфире.
Мама Юлии Меркуловой Вера Бундина сообщила «НИ», что в суд они еще не подали: собирают документы. «Мы не получили никакой компенсации, – рассказала она. – Сергей Стиллавин (соведущий Геннадия Бачинского. – «НИ») только привез 60 тысяч рублей на похороны дочери. Помощь оказали также нашим внукам, которые живут с отцом, – 500 тысяч на двоих. Деньги эти мы положили в банк под проценты».
Напомним, злополучное ДТП произошло 12 января этого года. Геннадий Бачинский на автомобиле Volkswagen Golf выехал на встречную полосу и столкнулся с микроавтобусом (тоже, кстати, производства Volkswagen) на 69-м километре дороги Сергиев- Посад – Калязин. Погибли сам радиоведущий и пассажирка микроавтобуса, 35-летняя Юлия Меркулова, у которой остались двое сыновей пяти и 14 лет. Еще одна женщина – Татьяна Осипова – осталась инвалидом. У водителя микроавтобуса, 33-летнего Андрея Вихарева, были сломаны обе ноги. Впрочем, он как раз в суд идти не хочет.
Близкий друг Геннадия Бачинского Сергей Стиллавин подтвердил «НИ», что машина, на которой разбился радиоведущий, тому не принадлежала. «Нам дали эти автомобили на год по рекламному договору с компанией Volkswagen, – пояснил он. – У меня был красный Golf, а у Гены – желтый. На кого они были оформлены юридически – я не помню, потому что давно уже вернул свою машину. Но точно не на нас». Комментариев от российского представительства Volkswagen «НИ» вчера получить не удалось.
Несмотря на то, что дела, подобные иску пострадавших в ДТП с Бачинским, единичны, юристы не сомневаются: в таких случаях можно добиться положительного результата. «Владелец машины несет солидарную ответственность с водителем, который нарушил правила, а если последний погиб, то полную, – заявил «НИ» президент Института верховенства права Станислав Маркелов. – Неважно, кто ехал по доверенности на машине, принадлежащей Volkswagen, Бачинский или шофер представительства, все равно компании придется ответить в случае ДТП». По наблюдениям специалистов, россияне все чаще стали искать нестандартные пути возмещения вреда по суду. Особенно это касается пострадавших в авиакатастрофах, которые находят способы судиться не в России, а на Западе, где больше шансов получить крупную компенсацию. «Это обоснованное решение – подать иск к владельцу средства повышенной опасности, который несет ответственность вне зависимости от вины, – отметил в разговоре с «НИ» адвокат Игорь Трунов. – Самое сложное теперь – доказать объем вреда, особенно морального, который суд назначает на свое усмотрение».
Эксперты предполагают, что концерн Volkswagen предпочтет решить вопрос с компенсациями в досудебном порядке. «Им абсолютно не нужна отрицательная реклама, а это дело изначально очень громкое, – отметил Станислав Маркелов. – Компании выгоднее не доводить до проигрыша в суде, а сразу договориться с истцами». Некоторые адвокаты, правда, сомневаются, что российское представительство Volkswagen не предусмотрело подобных случаев заранее. «Иностранные фирмы очень щепетильно подходят к таким вопросам, у них договоры на десяти страницах, которые всю ответственность с них снимают», – рассказал «НИ» адвокат Евгений Храмцов. Юристы признают, что закон, по которому ответственность за ДТП несет не только виновник, но и владелец авто, несколько несправедлив. «Особенно это касается тех граждан, которые продают свою машину по генеральной доверенности, – говорит Станислав Маркелов. – Они уже забыли о ней – и вдруг им приходится бегать по судам и платить бешеные деньги».
*