Две недели назад с лиц физиков всего мира не сходили улыбки: под аплодисменты всего мира был запущен мощнейший из построенных сокрушителей атомов, и ученые были готовы начать эксперименты, которые могли бы дать ключ к разгадке многих неподатливых тайн мироздания.

Но им придется подождать еще немного. В пятницу Большой адронный коллайдер (БАК) произвел неправильный «Большой взрыв». Это настолько серьезная ошибка, что CERN, Европейская организация ядерных исследований, вчера вечером объявила, что ускоритель частиц придется закрыть на ремонтные работы до весны будущего года.

Предварительное расследование инцидента, в результате которого из охладительной системы БАКа произошла крупная утечка гелия, показало, что его причиной стала дефектная электропроводка между двумя сверхпроводящими магнитами. В результате сбоя была повреждена та часть ускорителя, в которой поддерживается температура в 1,9 градуса по Кельвину (минус 271 градус по Цельсию. – Прим. ред.), так что прежде чем можно будет полностью разобраться в проблеме и решить ее, эту зону необходимо прогреть до комнатной температуры.

На прогрев поврежденного сектора, вскрытие и осмотр магнитов, в которых произошла поломка, уйдет по крайней мере три-четыре недели, и еще месяц потребуется, чтобы снова охладить их до рабочей температуры.

Но даже тогда инженеры не смогут включить БАК. В проект ускорителя заложена остановка на зимнее обслуживание в декабре, и сотрудники CERN вчера подтвердили, что это «обязательная» процедура и откладываться она не будет.

Ни один пучок протонов больше не пролетит по 17-мильному (27-километровому) кольцу коллайдера до начала весны, и лишь через несколько недель он сможет начать их сталкивать, чтобы воссоздать условия Большого взрыва. Эксперименты, скорее всего, будут возобновлены в конце марта или в начале апреля. 21 октября в соответствии с намеченным планом состоится официальный пуск БАКа. На церемонию должен приехать президент Франции Николя Саркози.

Эти новости стали большим разочарованием для ученых, которые откупорили шампанское еще две недели назад, когда первые протоны полетели по туннелю БАКа – значительно быстрее, чем предполагалось.

Роберт Эймар, генеральный директор CERN, сказал: «Поскольку всему этому предшествовал очень успешный пуск БАКа 10 сентября, с психологической точки зрения это, без сомнения, удар. Тем не менее, успех первого пуска БАКа с пучком частиц – это результат многих лет кропотливой подготовки и показатель компетентности участвовавших в постройке и эксплуатации ускорителя CERN научных коллективов. У меня нет сомнений, что с теми же старанием и рвением мы преодолеем эту неудачу».

В пятницу произошел так называемый перегрев, который характеризуется ростом рабочей температуры некоторых магнитов, отвечающих за изгиб и ускорение пучков частиц.

На место была вызвана бригада пожарный и вскоре выяснилось, что из охладительной системы, которая поддерживает температуру магнитов сектора 3-4 кольца БАКа, была выброшена целая тонна гелия. Некоторые магниты нагрелись до 100 градусов Кельвина.

Тут же стало ясно, что на этой неделе нельзя будет в соответствии с планом начинать пробные столкновения частиц, что необходимо для калибровки многочисленных датчиков ускорителя, с помощью которых и будет вестись наблюдение за новыми физическими явлениями.

Масштабы поломки начали проясняться на выходных, когда в CERN заявили, что потребуется остановка БАКа на 1-2 месяца. Затем стало ясно, что нет смысла пытаться запустить его снова до зимнего перерыва на обслуживание, который необходим по соображениям безопасности.

Установленная в ускорителе система магнитов, которая в итоге разгонит протоны до 99,9999991% скорости света, охлаждается до температуры в 1,9 Кельвина, благодаря чему ток идет по их катушкам без сопротивления. Эта сверхпроводимость позволяет магнитам создавать значительно более сильные поля, чем обычно. Перегрев происходит, когда магниты нагреваются и теряют свои сверхпроводящие свойства. В доступном в сети журнале наблюдений этот инцидент назван «сильным перегревом».

Пресс-секретарь Европейской организации ядерных исследований Джеймс Джиллис заявил, что, хотя остановка коллайдера на долгий срок – событие досадное, особого смысла спешить с повторным запуском БАКа нет. «Мы всегда знали, что может случиться что-нибудь в таком роде, и расстраивает не столько сам инцидент, сколько время, в которое он произошел, – сказал он. – Все случилось в ходе последнего теста, после которого можно было переходить на высокую энергию – совсем недавно мы добились поразительно успеха, когда был запущен первый пучок. Это большой позор».

Физики, работающие на других ускорителях, выразили сочувствие. Питер Лаймон, руководитель группы, которая вводила в эксплуатацию американский ускоритель Tevatron, сказал: «БАК – это очень сложное устройство, огромное по размерам и во многих областях олицетворяющее предел развития технологий. Время от времени происходят вещи, из-за которых приходится на какой-то срок прерывать работу».

Марк Хендерсон

InoPressa ссылка на статью

***