Сегодня в Санкт-Петербурге откроется 15-й международный анимационный фестиваль «Крок», который потом на корабле «Виссарион Белинский», набитом фильмами и аниматорами, двинется по северным рекам через Валаам, Кижи, Горицы и Ярославль вплоть до Москвы, где 29 сентября пройдет его закрытие.

«Крок», имеющий объединенный российско-украинский оргкомитет, даже с двумя президентами (от России его возглавляет Эдуард Назаров, от Украины — Давид Черкасский), начиная с двухтысячных годов чередует «взрослый» конкурс, с которым корабль плывет по украинским водам, с «молодежным», когда фестиваль плывет по России. В этом году свои работы на «Кроке» покажут студенты киношкол всего мира и режиссеры-дебютанты, отчего обстановка на корабле наверняка будет напоминать пионерский лагерь. Впрочем, на качестве соревнующихся картин возраст участников сказывается не слишком.

Из представляющих более 60 стран мира 600 фильмов, присланных на селекцию, отборочная комиссия под руководством режиссера Марии Муат выбрала для конкурса 130 лент из 33 стран общим хронометражем около двенадцати часов. Фильмы еще из семи стран будут показаны в информационной программе. Многие конкурсные картины уже успели «засветиться» на других, причем весьма престижных, фестивалях и взять немало призов. Первым в этом ряду, конечно, стоит кукольный дебют канадских режиссеров Криса Лэвиса и Мачека Щербовски «Мадам Тутли-Путли», номинировавшийся в этом году на «Оскара». Страшная история фантастического путешествия хрупкой и впечатлительной мадам на поезде и встреча ее с инфернальными грабителями, снята напряженно и тонко, а если учесть эффектный технологический ход — на кукольные лица подселены «живые» глаза, то понятно, что впечатление она производит сильное. Кроме «Тутли-Путли» в программе достаточно именитых картин, хотя мало какие из иностранных короткометражек успели доехать до России. Зато те, кто интересуется российской анимацией, многие отечественные дебюты наверняка видели.

В конкурсной программе целых 25 наших картин, из которых главная по числу и престижности уже полученных в России и за рубежом призов екатеринбургская «Девочка дура» Зои Киреевой, смешная, щемящая и очень узнаваемая карандашная история про детский сад. Из других лидеров — очаровательная русская сказка Дарины Шмидт из Питера «Маленькая Василиса», которую очень полюбили на главном российском анимационном фестивале в Суздале. И трогательная корейская сказка Леона Эстрина «Чепоги» из цикла «Гора самоцветов». Обаятельная притча «Король забывает», дипломная работа выпускницы ВГИКа Вероники Федоровой, получила приз прошлогоднего Суздаля, там же отметили и еще одну вгиковскую курсовую работу — стильный, похожий на гравюру фильм Вадима Оборвалова «Рукокрылый».

Вгиковских выпускников, кстати, в этом году на удивление много. Похоже, анимационное образование нашего главного киноинститута, которое всегда очень ругали, начинает выравниваться. Есть и дипломницы нынешнего года, например Мария Литвинова, поработавшая уже театральным режиссером, сняла посвященный театру остроумный фильм-оперу по Хармсу «Кантата «Спасение». А дипломница из Екатеринбурга Ольга Чернова — нежную и лукавую сказку Бианки «Мышонок и лис». Ну и, конечно, будут режиссерские дебюты «взрослых»: «Дворник на Луне», тоже по Хармсу, Константина Голубкова, снимавшего когда-то смешные ролики про «Пиво Пит», «Румпельштильцхен» по братьям Гримм анимационной художницы Оксаны Холодовой и «Человек с ветром в голове» известного комиксиста Хихуса.

И все это изобилие при том, что, как говорят организаторы, отборщики поднатужились и сделали конкурсную программу короткой и концентрированной как никогда. Зато в оставшееся время на «Кроке» можно будет увидеть специально собранную программу «Технологии», куда отправлены сложные экспериментальные работы, не укладывающиеся в конкурс, но интересные для знатоков.

Время новостей ссылка на статью

***