Японцы проектируют дружественный природе сверхскоростной поезд
Компания Kawasaki Heavy Industries (KHI) объявила о проектировании нового поезда-пули efSET (Environmentally Friendly Super Express Train). В соответствии с названием одним, но не единственным козырем новичка должно стать более бережное отношение к природе, нежели у поездов-предшественников.
Японские поезда-пули линий Shinkansen по праву считаются одними из самых технически совершенных. И «самураи» не намерены упускать первенства (фото с сайта destinationjourney.wordpress.com). |
Когда речь заходит о скоростных поездах, обычно в первую очередь интересуются максималкой. С неё и начнём. Плановый параметр efSET не является рекордным, но выглядит достойно на фоне современных соперников. «Дружественный природе» экспресс будет рассчитан на рабочую скорость (на действующей линии) в 350 километров в час. Техническая же предельная скорость не озвучена.
Для сравнения: самая быстрая железнодорожная линия недавно открылась в Китае. И хотя максимальная скорость экспрессов с пассажирами там пока составляет «всего-то» 300 км/ч, через некоторое время разрешённую планку поднимут до 350 (с поездами CRH-3).
Самый быстрый японский поезд-пуля — Type N700, поступивший в эксплуатацию в прошлом году, способен разгоняться до 300 км/ч (на действующем маршруте, а не для рекорда, конечно же).
Знаменитые французские TGV, колесящие сейчас по Европе, ездят в основном так же, как их японские собратья. Но иногда на линии развивают солидные 320 км/ч.
А им на смену идёт недавно показанный публике французский же суперпоезд AGV, который будет разгоняться до 360 км/ч.
Наконец, надо сказать, что абсолютный рекорд скорости на рельсах принадлежит специальной версии TGV, показавшей 574,8 км/ч.
Пока у Kawasaki имеется «концептуальный дизайн» и основные параметры будущего суперсостава. Но вскоре они превратятся в чертежи (иллюстрация с сайта dvice.com). |
Вернёмся к efSET. Японцы подчёркивают, что особо не гнались за скоростью, зато особое внимание уделили улучшению показателей поезда по экологии, комфорту и экономии энергии.
Вагоны нового состава будут легче предшественников, аэродинамика лучше, электрическое оборудование — совершеннее.
Для efSET инженеры обещают снизить уровень сопротивления качению колёс и сопротивления воздуха. Так что поезд сможет сэкономить немало мегаватт в сравнении с прежними японскими моделями. При этом у него ещё и КПД рекуперации энергии при торможении будет больше.
А для пассажиров интереснее окажутся другие особенности новинки: японцы пишут, что efSET будет тише соперников и предшественников (как снаружи, это к вопросу об окружающей среде, так и внутри), у него должна быть лучше не только шумо-, но и теплоизоляция, совершеннее система кондиционирования и ниже уровень вибраций.
Окна вагонов станут крупнее прежних, предоставляя путешественникам более широкий обзор, чем раньше. Японцы намерены также улучшить «противопожарные» свойства конструкции.
Проектирование чудо-экспресса должно завершиться в конце 2009 года, а в 2010-м, вероятно, он уже встанет на конвейер.
И что любопытно, японцы мечтают продавать эту машину не только на домашнем рынке, но и в других странах — от Америки до Индии.
Компания KHI прогнозирует, что в следующие 20 лет на планете появится 10 тысяч километров новых скоростных железнодорожных линий, и надеется, что её ультракомфортный и «зелёный» поезд заинтересует покупателей и за пределами Страны восходящего солнца.
19 сентября 2008
***