Какой чиновник не любит быстрой езды
Нетривиальный юбилей праздновали те, кто перемещает в пространстве самых могущественных людей в стране. Автотранспортному комбинату (в просторечии спецгаражу) Управления делами президента исполнилось 90 лет.
Автомобильные предпочтения пассажиров за это время не раз менялись: Ленин ездил на «Роллс-Ройсе», Сталин — на «Паккарде» и ЗИСе, Брежнев — на ЗИЛе, Дмитрий Медведев и Владимир Путин передвигаются на «мерседесах».
Что осталось неизменным, так это подбор кадров. Возить VIP- персон по-прежнему доверяют избранным. Корреспондент НТВ Александр Калинин узнал о них побольше.
Гендиректор организации с расплывчатым названием «Автотранспортный комбинат» запросто садится в черную иномарку с красивыми номерами. Его подчиненным для этого нужно пройти огонь и воду.
Юрий Полетаев, генеральный директор ФГУ «Автотранспортный комбинат»: « Некоторые говорят, что нужно проходить медкомиссию, как будто их готовят в космос».
Пенсионер Александр Аржаков такую комиссию прошел 43 года назад. Возил председателя президиума Верховного совета СССР Микояна и всех его заместителей. Сутками жил в машине, не виделся с семьей, но жена терпела.
Александр Аржаков, председатель Совета ветеранов ФГУ «Автотранспортный комбинат»: «Она же знает, что я не гулять еду. Это работа, служба».
На такой машине грех не погулять, но служебный ЗИЛ-117 предназначался только для одного пассажира — Анастаса Микояна. Председатель президиума любил брать с собой семью. Хорошо, что салон-трансформер тогда уже придумали.
Александр Аржаков, председатель Совета ветеранов ФГУ «Автотранспортный комбинат»: «А вот сиденья запасные у нас откидываются, пожалуйста. Вот можно садиться. И точно так же там».
Провезти с комфортом — это, пожалуй, и есть главная задача автокомбината. Весь вопрос здесь в том, кого вези и на чем. В советское время на таких ЗИЛах ездили члены Политбюро, а пассажирами 115 моделей были кандидаты в члены, совет министров катался на «Чайках», а членов Верховного совета возили на «Волгах». Сейчас и власть другая, и с марками машин не так строго.
Юрий Полетаев, генеральный директор ФГУ «Автотранспортный комбинат»: « Управление делами Президента России, Госдума, Совет Федерации. Модели БМВ пятая модель, „Форд“».
Пока в России разрабатывают новый «лимуЗИЛ», у исконно русского слова «членовоз» появились иностранные заменители: «мерин» и «бэха». Вот этот черный «бумер» седьмой модели возит кого-то из Госдумы. Кого именно — профессиональная тайна.
Со времен Советского Союза многое изменилось. Теперь машина даже самого высокопоставленного чиновника может легко затеряться в столичном автопотоке. Получается, что сегодня, чтобы почувствовать себя, например, членом Совета Федерации, вовсе не обязательно там работать.
Ветеран VIP-перевозок Пётр Ручкин слово «членовоз» не любит. К машинам у него всегда было трепетное отношение. К пассажирам — тоже, но не ко всем. Андропов и Черненко, например, были спокойными. А внучка Брежнева Вика любила погонять. Для таких лихачей у Ручкина своя присказка.
Пётр Ручкин, ветеран ФГУ «Автотранспортный комбинат»: « Лучше 3 года быть дураком, чем минуту покойником. Лучше быть в 12 часов дома, чем в 11:30 в морге. Сглаживал отношения».
О неудобных пассажирах среди нынешних чиновников здесь говорить не любят. В шестиэтажном гараже вообще на удивление тихо. Хотя чего тут удивительного? Властная верхушка — вся в разъездах.
*