Говорят, что счастье не в деньгах. Зато в их количестве, продолжают поговорку особо ехидствующие граждане. Если мерить все этой меркой, то счастливых людей поблизости днем с огнем не сыщешь. Ученые из Института социологии РАН попытались выяснить истинное отношение россиян к золотому тельцу и понять: если мы такие умные, чего ж мы такие бедные?

Как отмечают исследователи, после драматических 1990-х годов, приведших к массовому обнищанию населения страны, в жизни россиян определенный прогресс все-таки наметился. По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, с ноября 1998 года (когда уровень жизни был самым низким) реальные доходы выросли более чем в два раза. Постепенно сократилось число тех, чей уровень жизни ниже прожиточного минимума. Однако пропасть между доходами бедных и богатых меньше не стала и даже увеличивается. Смириться с таким неравенством людям трудно, практически невозможно. «Уравниловки» они не хотят, а вот справедливости жаждут. И достаточно жестко оценивают нравы современного общества, говоря, что такое расслоение по имущественному признаку стало практически нормой и постоянно увеличивается.

Российские бедные принципиально отличаются от малоимущих из западных стран. У нас это в большинстве своем люди со средним или высшим профессиональным образованием, тогда как в развитых странах люди с высшим образованием бедными бывают крайне редко и уж точно не представляют собой «массовое социальное явление». Кроме того, Россия — единственная из развитых стран, где основную массу бедных составляют работающие люди. Что же касается наших «нуворишей» — достаточно почитать биографии большинства из них, и комментарии будут излишни.

Деньги пахнут

Простой, казалось бы, вопрос: что в нашем обществе люди больше всего уважали во времена Советского Союза и что в цене сейчас? В ответах типичное — «два мира — две морали». В советские времена, считают опрошенные социологами граждане, люди больше всего ценили честность, порядочность и трудолюбие. Сейчас — богатство и власть. Разрыв громадный: если верить респондентам (а с чего бы им, очевидцам, не верить?), то власть в советскую эпоху ценили лишь 10,1%, богатство — 3,6%. Сейчас соответственно — 23,4% и целых 45%. Честность в прежние времена была важна для 41%, сейчас — для 12,4%. Трудолюбие — соответственно для 32,1% и ничтожные нынешние 4,3%. Правда, талант, знания и жизненную мудрость и тогда, и сегодня считали безусловной ценностью поразительно немногие — всего от 2 до 4,6%.

Во всем, что касается жизненных ценностей, явственные различия чувствуются между представителями разных поколений. Старшие еще помнят, что любое открытое проявление «деловой жилки», стремление заработать считалось «отступлением от норм общественной морали», «буржуазным пережитком» и т.п., и по привычке видят особое достоинство в том, чтобы быть «бедным, но честным». Молодые, не заставшие советских времен, скорее ностальгируют по неизведанному, но тоже приписывают той эпохе большую нравственную чистоту в противовес сегодняшней меркантильности.

Резко различаются ответы на вопрос о ценностях современного общества у наемных работников, занятых на предприятиях или организациях, и тех, кто работает на частников — физических лиц. Для первых главное в современном обществе — богатство, для вторых — трудолюбие. Власть и деньги особенно ценят предприниматели, работники финансового сектора, врачи (имеющие высокие доходы с учетом «неформальных» источников) и, что любопытно, люди безработные, которые недовольны своим положением и во всем винят власть имущих. А вот знания и талант на первое место ставят прежде всего люди в возрасте от 20 до 40 лет, занятые в информационной, интеллектуальной и управленческой сферах.

«Наше общество проникнуто духом денег. Материальные ценности и власть стали главным в новой России», — делают социологи неутешительный вывод. При этом, как отмечают ученые, есть в нашем общественном мнении любопытная национальная особенность. Деньги и матценности для нас одновременно и желанные, и «проклятые». Богатство, признают люди, крайне важная штука. Но вот его обладателей они активно не любят, к богатым согражданам относятся подозрительно и настороженно, а на всех углах трубят о том, как стыдно «только о чистогане и думать».

Подавляющее большинство россиян убеждены, что нынешние богатые сколотили свои состояния неправедным путем, нарушая законы и мораль: при помощи криминальной деятельности (это мнение 64,2%) и благодаря своим политическим связям (47,2%). Около трети граждан считают, что богачам «просто повезло». Только один из пяти опрошенных думает, что «толстосумы» заработали свои капиталы собственным трудом и талантом (19,4%). Кстати, именно эта группа респондентов чаще других называла среди главных ценностей общества трудолюбие, честность и порядочность, знания и талант, но реже — богатство и власть.

Как водится, старшее поколение наиболее бескомпромиссно клеймит богатых и подозревает их в криминальных наклонностях, а студенты и школьники все-таки допускают, что нувориши тоже могут быть умными, трудолюбивыми, честными… Предприниматели чаще, чем наемные работники, связывают понятие «успех» не с воровством, а с напряженным трудом, инициативностью, экономическими знаниями и пр.

Криминал и таланты

У слова «воровать» в русском языке синонимов не меньше, чем у слова «пить» (что свидетельствует и о распространенности этих явлений, и о неравнодушии общества к итогам упомянутых действий). 1990-е годы добавили в копилку великого и могучего термины «прихватизация», «прихватизировать» и т.п. Как выяснили социологи в ходе своего опроса, пепел сгоревших ваучеров до сих пор стучится в сердца россиян, требуя возмездия. По крайней мере, 47,1% опрошенных высказывались за возврат большей части когда-то приватизированных предприятий государству. Чем люди старше и чем ниже уровень их образования, тем чаще они требуют «вернуть все обратно, как было!». Еще 10,9% предлагают сначала передать приватизированные предприятия государству, а затем провести более справедливую повторную приватизацию (такую точку зрения чаще разделяют горожане с высоким уровнем образования). 16,2% считают необходимым оставить приватизированные предприятия в руках нынешних владельцев без всяких условий, а 12,4% — за то, чтобы потребовать за них справедливую доплату. Затруднились ответить 13,4%.

Впрочем, социологи особо предупреждают: в данном случае мы имеем дело во многом с устоявшимися стереотипами мышления. Лозунг «отнять и поделить» имеет в нашей стране слишком давнюю историю — вне любых экономических резонов.

А что требуется сейчас, чтобы стать в России богатым? Можно было выбрать не более двух ответов. 43,1% сказали, что прежде всего нужны связи в бизнесе, 30,2% — в криминальных кругах, 29,9% — в политике. Назвали в качестве решающего «фактора роста личного благосостояния» талант 20,6%, криминальную деятельность — 18%, умение много работать — 16,8%. Замыкало список хорошее образование — 14,2%.

В целом россияне слабо верят в то, что богатым в нынешней России можно стать, не нарушая законы и мораль. Как и прежде — «от трудов праведных не построишь палат каменных». Особенно это характерно для мужчин: они гораздо чаще «доверчивых» женщин объясняют неординарные успехи в бизнесе криминальными и политическими связями, преступной деятельностью. Дамы все-таки склонны видеть в числе причин финансового успеха умение установить и использовать доверительные, взаимовыгодные отношения в бизнесе, трудолюбие и хорошее образование. Горожане больше уповают на полезные связи в бизнес-сообществе и властных структурах. Сельские жители — на трудолюбие, талант, качественное образование.

Особое мнение у предпринимателей. Они очень часто говорят о необходимости не только иметь хорошие связи, но и «много работать», иметь бизнес-таланты. И это не только из желания «оправдать своих». Здесь сказываются отсутствие надежды на помощь государства и привычка рассчитывать только на собственные силы в зачастую достаточно агрессивной среде. У безработных логика своя: говоря о «слагаемых успеха» своих удачливых сограждан, они ставят в один ряд с контактами в бизнесе и политике криминальную составляющую.

Омуты и мели

Как стать богатым, в общем-то понятно. А вот почему люди оказываются в нищете? Снова мнения делятся в зависимости от доходов, рода занятий, социального статуса респондентов.

По общему убеждению, главная причина бедности — то, что многие люди так и не смогли приспособиться к резко изменившимся условиям жизни. В этом убеждены около 40% опрошенных. Каждый четвертый при этом утверждает, что «общество устроено несправедливо». Это вполне объяснимо: «гомо советикус», привыкший жить пусть не очень обеспеченно, но «не хуже других», «как все», оказался перед рыночной стихией не только беззащитным, но и морально не подготовленным.

Люди, которые считают главной причиной бедности «трудности перехода» от социализма к рынку, к малообеспеченным собратьям относятся сочувственно. Называют их жертвами обстоятельств, хоть и признают: часть ответственности все равно лежит на человеке. Те, кто склонен возлагать всю вину на «лень» бедняков, в явном меньшинстве — 18,3%. И наконец, каждый десятый думает, что им просто не повезло. Конкретное невезение выразилось в том, что люди потеряли здоровье, пережили семейную трагедию, лишились поддержки друзей и родственников, живут в бедном регионе или на депрессивной территории, работали на закрывшемся градообразующем предприятии, стали вынужденными мигрантами из постсоветских республик и т.п.

Бедняк бедняка поймет хорошо, а сытый голодного не разумеет. Если люди с низкими доходами, как правило, упирали на «обстоятельства» и «невезение», то у предпринимателей о причинах бедности мнение совсем иное. Около трети бизнесменов в качестве основной причины бедности называют лень и иные человеческие слабости и всего лишь каждый пятый — несправедливое общественное устройство. О трудностях адаптации бедняков к рынку говорили чуть больше трети бизнесменов, о невезении — каждый десятый. Нетрудно заметить: успехи себе подобных предприниматели объясняют трудолюбием, талантом, предприимчивостью, добросовестностью, активностью и иными положительными качествами. Чужие неудачи списывают на лень, слабость характера, иждивенчество, пассивность, безответственность, пьянство и т.п. — и на этом основании неимущих осуждают.

Заплати и живи спокойно

Кто виноват, худо-бедно разобрались. А что делать, чтобы неравенство в стране все-таки изжить? Респондентам предложили назвать не более трех кардинальных мер, которые бы этому способствовали. Как выяснилось, на первое место опрошенные поставили государственное регулирование цен (такую меру поддержали бы 45,8%). И немудрено. Постоянный рост цен на продукты и товары первой необходимости не радует в стране никого, однако по бедным бьет особенно больно. По подсчетам специалистов, потребительская корзина бедняков дорожает на 5-7% быстрее, чем набор продуктов обеспеченных россиян. Опережающий рост цен на продукты и товары, которые покупает небогатое большинство, становится еще одной причиной, углубляющей социально-экономическое неравенство. Огромное недовольство вызывают также заоблачные цены на жилье, недоступное подавляющему большинству россиян, повышение тарифов на ЖКХ.

44,9% граждан высказываются за «усиление контроля за соблюдением законов». Тоже вполне объяснимо, если вспомнить, насколько сильно россияне уверены в криминальном происхождении состояний богатых людей. 39,2% считают, что социальное неравенство можно смягчить, если сделать более доступным качественное образование, что позволит людям лучше адаптироваться к жизни в рыночную эпоху (особенно часто об этом говорит молодежь). Известно, что уровень безработицы среди высокообразованных работников в условиях рыночной экономики намного ниже, чем среди малообразованных. Не случайно лица с низким уровнем образования первыми столкнулись с риском потери работы и безработицы в условиях перехода к рыночной экономике. Чем респонденты моложе, тем активнее они поддерживают необходимость расширения доступности качественного образования.

28,5% опрошенных думают, что сократить разрыв между бедными и богатыми поможет устойчивое развитие экономики, которое обеспечило бы реальное повышение доходов населения, рост слоя собственников. Особенно много сторонников этой точки зрения среди 20-40-летних граждан, предпринимателей и студентов, руководителей разного ранга. Правда, специалисты обывателей несколько расхолаживают: совершенно не факт, говорят они, что экономический рост помогает преодолеть неравенство людей. Очень многое зависит от того, как распределяются результаты этого роста, направляет ли государство такие дополнительные ресурсы в сферы здравоохранения, образования, на пенсии и пособия… Кстати, четверть россиян заявили, что неравенство помогут преодолеть выплаты субсидий малообеспеченным.

Многие из опрошенных признавали, что ограничить чрезмерный рост доходов богатых и обеспечить достойный уровень жизни социально незащищенным группам поможет правильная налоговая политика. Однако в общественном сознании преобладает мнение, что большинство людей платят налоги только с части доходов или не платят вообще. 28,4% предложили брать с богатых более высокие налоги, чем с бедных, а не высчитывать со всех поровну.

Примерно каждый четвертый опрошенный видит главную причину колоссального расслоения общества в частной собственности и поэтому предлагает вернуть ранее приватизированные частные предприятия государству. Чаще всего так считают представители старшего поколения, безработные, люди с низким уровнем образования, сельские жители. Очень много среди них тех, кто стоит в самом низу социальной лестницы и владеет лишь минимумом собственности. У таких людей понятие «частная собственность» обычно ассоциируется с крупным капиталом, приобретенным нечестным или криминальным путем.

Что касается прочих мер, то их поддерживают немногие. Всего лишь 4% говорят, например, о необходимости усиления влияния профсоюзов. Совершенно нет перспектив у «пламенных ленинцев»: революционный путь решения проблемы социально-экономического неравенства непопулярен, к нему склоняются только 4,2% респондентов, причем в основном самого старшего возраста (даже если бы они захотели, то банки-мосты-телеграф-Зимний взять бы не смогли). 3,5% опрошенных считают, что проблема снижения социально-экономического неравенства вообще не имеет позитивного решения. И лишь примерно двое из ста убеждены, что снижать социальное неравенство не нужно.

«Российская газета» — Федеральный выпуск №4755 от 19 сентября 2008 г.

Российские газета ссылка на статью

*