Что ищут люди в интернете?
Если проанализировать статистику запросов в поисковиках, остается только взгрустнуть. Люди ищут одноклассников и сидят на порносайтах. Что это — «вечные ценности» или временное явление? «Известия» попытались ответить на этот вопрос.
Число пользователей Сети перевалило за 28 миллионов. Конечно, можно порадоваться за проникновение высоких технологий в нашу жизнь. Но если проанализировать статистику запросов в поисковиках, остается только взгрустнуть. Люди ищут одноклассников и сидят на порносайтах. Что это — «вечные ценности» или временное явление? «Известия» попытались ответить на этот вопрос.
Сразу оговоримся, что наши выводы построены на анализе одной только поисковой системы — Рамблера. Ее главный конкурент — Яндекс — отказался предоставить «Известиям» статистику запросов, сообщив только, что «из года в год первая десятка практически не меняется» и в нее входят такие слова, как «секс, mp3, фото, рефераты и т.п.» Но даже такая информация — вкупе с данными Рамблера — позволяет подвести определенные итоги.
Совершенно очевидно, что большинство пользователей в первую очередь рассматривают интернет как развлечение. Причем такое отношение к глобальной сети появилось не сегодня, а практически одновременно с ее возникновением. Как рассказали нам в компаниях, владеющих поисковыми системами, в конце 90-х интерес к «несерьезным» ресурсам был даже больше, чем сегодня. При том, что на заре эпохи интернета портрет пользователя сильно отличался от сегодняшнего. «Первопроходцы», как правило, были материально обеспеченными (доступ в интернет в конце 90-х стоил достаточно дорого) и владели английским (русскоязычных ресурсов в то время было немного).
Тем не менее характер «поисковых» предпочтений за последние годы изменился.
— Посетители «поисковиков» все чаще используют большее количество слов в запросе и составляют более разнообразные запросы. В самых верхних строчках этого своеобразного хит-парада интересов пользователей в интернете лидируют запросы, которые можно охарактеризовать как навигационные, т.е. пользователь задает вопрос «одноклассники» или «в контакте» и ищет при этом не статьи, в которых присутствуют данные слова, а совершенно определенные сайты, — говорит Сергей Сергеев, руководитель маркетингового направления группы «Поиск и навигация» компании Рамблер.
Другими словами, поисковые системы стали часто использоваться в качестве некоего сервиса закладок. Обленились?
Любопытно, что в последние годы из поисковых рейтингов начали уходить неприличные слова. Пользователи все чаще ищут повседневную и деловую информацию. Тем не менее запросы на «сексуальную» тему по-прежнему занимают верхние строчки рейтинга. Причем эксперты уверены, что интерес к сетевой «клубничке» будет только расти.
— Это раньше на порносайтах сидели пользователи, которые имели явные сексуальные или личностные проблемы. Теперь увлечение сетевым порно стало массовым явлением. На порносайтах сидят не только озабоченные юнцы, но и такие тетеньки, которые в прежнее время краснели бы при виде поцелуя в кино, — говорит известный московский сексолог Диля Еникеева.
От себя добавим, что порноресурсы стали сегодня своеобразным катализатором интернета. По разным оценкам, порнотрафик занимает от трети до половины всего мирового трафика. Но психологи считают, что бить тревогу не нужно.
— Порноресурсы, игра в «киберсекс», сексуальный флирт в Сети относятся к области как раз сексуальных фантазий. Здесь нет ничего реального — человек представляет себя на месте героя порноролика или воображает себя тем, кем он не является, но хотел бы попробовать, — рассуждает замдиректора Центра социальной помощи семье и детям Приморского района Светлана Ильина.
В какой-то степени порноресурсы даже полезны.
— Есть исследования, что у тех парафиликов (люди, страдающие сексуальными расстройствами, например педофилы. — «Известия»), которые регулярно смотрят порнофильмы, падает сексуальная агрессия, — рассказывает эксперт.
Кроме того, количество «сексуальных» запросов не столь велико, как кажется. Их доля в общем рейтинге — не более 5%. Причем повышенный интерес к «запретным» темам свойствен, как правило, новичкам в интернете.
— Одной из особенностей поведения человека, который впервые попал в Сеть, является проверка гипотезы о том, на самом ли деле это свободная среда и здесь можно найти все что угодно. Естественно, что порой новичок начинает свои поиски с не совсем публичных тем, — полагает Сергеев из Рамблера.
Заметим также, что запросы имеют четко выраженную «сезонность». Во время проведения пекинской Олимпиады в рейтинге появились «спортивные» слова и словосочетания. А в момент финансового кризиса — запросы, связанные с деньгами. Но самый, пожалуй, показательный пример — первое место «одноклассников» в топе Рамблера. Социальная сеть «Одноклассники.ru» существует уже два года. Но массовым безумием она стала сравнительно недавно. Поэтому в 2007 году «одноклассники» не вошли в перечень самых популярных запросов, а в этом — возглавили его.
***