Одиночество пахнет холодом
Канадские психологи выяснили, что выражение «холодный приём» может быть не просто метафорой: добровольцам, которые вспоминали о плохом отношении к ним со стороны коллектива, температура в помещении казалось ниже, чем тем, кто вспоминал о дружеском общении.
Изгнание из общины – одно из самых древних наказаний, которое по своей суровости иногда считалось хуже казни (фото с сайта sciencemag.org/Digital Vision). |
Ранее уже удавалось выявить связь между субъективными ощущениями и их виртуальным восприятием. Например, мы уже писали о том, как люди на подсознательном уровне копируют эмоции друг друга, при этом не испытав соответствующих сенсорных потрясений самостоятельно.
Ченьбо Чжун (Chen-Bo Zhong) и Джеффри Леонарделли (Geoffrey Leonardelli) из университета Торонто (University of Toronto) решили провести аналогичные исследования в отношении восприятия людьми неприятных ситуаций из собственного опыта. Отчёт об этом эксперименте должен быть опубликован (PDF-документ, препринт) в журнале Psychological Science.
Канадцы собрали 65 студентов колледжа и поделили их на две группы. Часть добровольцев попросили вспомнить ощущения, вызванные простейшими формами социального порицания, – например, когда их не принимали в компанию. Соответственно второй группе пришлось вспоминать противоположные ситуации.
После этого учёные попросили всех подопытных дать оценку температуре в помещении, где проводился опыт. Оценки варьировались от 12 °C до 40 °C, однако в среднем те, кто думал о хорошем, чувствовали себя на 2,6 °C теплее, чем «отщепенцы».
В следующем раунде испытаний часть добровольцев подвергли остракизму в буквальном смысле этого слова. Специально настроенный симулятор крикета выбирал себе жертву среди студентов в группе отбивающих и упорно не подавал «счастливчику» мяч.
После игры всем участникам предлагали перекусить. Учащиеся, проигнорированные компьютером, чаще склонялись к горячему супу или кофе, в то время как основная группа предпочитала чипсы или содовую.
По мнению авторов исследования, результаты убедительно доказывают, что чувство холода может быть связано не только с объективной температурой окружающей среды, но и с субъективными переживаниями – с одиночеством, например.
С этим согласен Джон Барг (John Bargh) из Йеля (Yale University): «Даже абстрактные переживания основаны на соответствующем физиологическом опыте».
По мнению Ченьбо Чжуна, такой феномен может быть связан с нашими детскими переживаниями – мы ассоциируем тепло с родителями, с теми, кто о нас заботился.
***