По последним данным социологов, 48% наших граждан воспринимают дензнаки как способ выживания, неизбежную необходимость. Для 40% деньги – это свобода, которая для российских женщин гораздо важнее, чем для мужчин.

Комментируя эти цифры, эксперты отмечают, что большинство россиян явно испытывают страх оказаться за чертой бедности.

О деньгах как о необходимости, без которой нельзя решить никаких проблем, говорит каждый второй россиянин. Причем женщин, придерживающихся этого мнения, несколько больше, чем мужчин – 49% против 45, утверждает исследовательский центр SyperJob. Эта точка зрения доминирует (67%) среди граждан старше 50 лет, для которых «деньги – это гарантия обеспеченной старости». Второй по популярности ответ россиян – «деньги – это свобода», в этом убеждены 40% опрошенных, среди которых 42% представительниц прекрасного пола и 38% мужчин.

Как показало исследование, в денежном вопросе налицо конфликт поколений: для 20–30-летних граждан дензнаки гораздо чаще являются самоцелью, чем для россиян более старших возрастов. О том, что деньги прежде всего дают возможность помогать родным и близким, говорили лишь 3% респондентов. Любопытно, что такое отношение к финансовым средствам у мужчин встречается в два раза чаще, чем у женщин.

Исследователи отметили также немало весьма оригинальных определений, которые наши граждане давали платежным средствам. Например, такие: «деньги – это способ создать свой собственный мир, в котором есть все, что хочется». Или «деньги как воздух: когда их мало – задыхаешься, когда их много – голова кружится». Некоторые респонденты сравнивали купюры с грязью, а для кого-то «это бумажки, которые можно обменять на мороженое».

По мнению заместителя руководителя Центра проблем доходов и соцзащиты населения Всероссийского центра изучения уровня жизни Алефтины Гулюгиной, те, кто говорит о деньгах как о средстве выживания, в большинстве своем живут «до черты среднего уровня жизни». «Это не так называемый средний класс, а люди, которые имеют доход от уровня прожиточного минимума до восстановительного потребительского бюджета, – уточнила «НИ» эксперт. – В последнем в отличие от прожиточного представлен более широкий спектр товаров. Но эти люди очень опасаются приблизиться к черте бедности, то есть иметь доходы ниже прожиточного минимума».

По мнению г-жи Галюгиной, результаты исследования отражают нынешнюю специфику российского общества, в котором все базовые жизненные ценности напрямую зависят от материального достатка. «Обеспечить себя нормальным жильем, медициной, отдыхом – к этому психологически стремятся все люди, и неудивительно, что молодежь ставит знак равенства между деньгами и самоцелью. Они входят в жизнь с уже сформировавшимися знаниями, что деньги дают преимущество практически во всех аспектах. Для этого они стремятся получить высшее образование и построить карьеру», – резюмирует эксперт.

Новые Известия ссылка на статью

*