Общеизвестно, что Япония лидирует в мире по средней продолжительности жизни (85 лет для женщин, 79 — для мужчин).

Помню, как, освещая токийскую Олимпиаду 1964 года, я писал о том, что сотни японцев перешагнули столетний рубеж. Ныне же в Стране восходящего солнца насчитывается более 20 тысяч таких долгожителей. Причем обитатели архипелага не только долго живут, но и дольше других остаются в добром здравии. Этот рубеж в среднем составляет для них 75 лет.

Вроде бы подобная статистика может только радовать. Но ее оборотная сторона свидетельствует об общем старении нации. Люди старше 65 лет составляют в Японии 20 процентов населения, тогда как дети — лишь 15 процентов. В трудные послевоенные годы это соотношение было противоположным. И хотя численность населения была значительно меньше нынешней, в стране ежегодно появлялось на свет свыше миллиона младенцев.

Нынче такое число новорожденных стало недосягаемым. А вот число умерших в 2007 году превысило миллион. А в 2040 году ожидается 1,7 миллиона похорон. Для 4900 существующих в стране крематориев становится все труднее справляться со своими обязанностями.

Тут необходимо пояснить, что Япония очень тесная страна. Ее население — 127 миллионов человек — всего на 10 процентов уступает российскому. Территория же сопоставима с площадью Финляндии и при этом несравненно более гориста.

Японцы потому и привыкли кремировать своих близких, что обрести место для могилы издавна является архисложной задачей. Вспоминаю престижное кладбище Аояма, расположенное неподалеку от моего корпункта в Токио. Оно, как ни странно, напоминает уменьшенный макет нью-йоркского Манхэттена. Только вместо небоскребов там теснятся каменные плиты метровой высоты. Участок площадью в полтатами (то есть 0,8 квадратного метра) служит местом упокоения многих поколений.

Место на кладбище считается в Японии одним из самых дорогостоящих видов недвижимости. Поэтому по инициативе благотворительных организаций вынесена на обсуждение идея создать флот «плавучих крематориев». Они утапливали бы урны с прахом в определенные места морского дна, соответствующие определенным датам. Тогда родственники смогли бы поминать усопших, бросая в воду венки в годовщину их похорон.

Полагаю, что с финансированием подобного замысла трудностей не будет. Ведь хотя 25 из 127 миллионов японцев, которым более 65 лет, составляют 20 процентов населения, на их долю приходится 40 процентов всех личных сбережений.

Российская га зета ссылка на статью

*