Нынешний куратор главного архитектурного фестиваля мира — Венецианской архбиеннале — Аарон Бецки предложил изысканную и непростую для мозгов тему: Архитектура вне здания, Architecture beyond Building.

Впрочем, английское слово beyond можно перевести не только как «вне» и «за пределами», но и как «сверх», «выше». Директор самого старейшего в США Художественного музея Цинциннати, крупнейший историк и критик современного искусства господин Бецки захотел пообщаться об архитектуре в модальности интертекстуальности, в модальности диалога о пространстве жизни в целом. Архитектура это не только постройка, это именно что пространство существования различных коммуникативных структур, обусловленных политикой, экономикой, уровнем развития науки, искусства, социальной сферы. В этом плане она действительно не только и не столько вне здания, она сверх него, она модель жизни как таковой. Собственно, главная идея интеллектуала Бецки — показать, как сегодня востребована фундаментальная стратегия архитектуры — проектное мышление, предполагающее способность к диалогу, к чуткому пониманию различных контекстов бытия человеческого, включая такие непростые и часто раздражающие современных зодчих темы, как сохранность окружающей среды, экология, экономичность, толерантность к историческому прошлому.

По мере сил на эту идею откликнулось большинство участвующих в биеннале стран. Кураторы российского павильона Григорий Ревзин и Павел Хорошилов поступили исключительно честно. Они сделали совершенно перфекционистскую для истории российского павильона экспозицию, которая дает понять: все заявленные Бецки проблемы могут обсуждаться у нас только в жанре художественного эскапизма, бегства от реальной архитектурной ситуации. За эскапизм отвечает палочка-выручалочка всех проводящихся у нас значимых художественных форумов — артель «Никола-Ленивецкие промыслы» во главе с Николаем Полисским. Вместе с Григорием Ревзиным художник Полисский придумал тонкую и точно попадающую в общую интонацию биеннале инсталляцию. В нижнем этаже павильона вырос целый лес переплетенных друг с другом стволов. Сквозь них в темноте сияют прекрасные фотографии объектов Никола-Ленивецкой артели, сделанных в жанре лэнд-арт. Эти объекты (башни из веток, деревянные руины с атрибутикой сгинувших и ныне здравствующих империй) можно назвать протоархитектурой. Они, как известная хижина французского неоклассика эпохи Просвещения Ложье, напоминают о том, чем архитектура была до того, как стать собственно архитектурой. Как радостно и вольготно чувствовала она себя внутри природы, насколько совершенно с ней существовала и потому была великим медиумом энергии творчества, графемой мироздания в целом. Два этажа, цокольный и парадный, со стороны венецианской лагуны Полисский связал перголой — сферической древесной беседкой. Возможно, имея в виду архетипический символ рождения мира, назвал перголу «яйцом».

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***