Эксперименты закончились — с начала следующего года Единый государственный экзамен входит в штатный режим. Заслуженный учитель России, преподаватель истории в московской школе №888 Григорий Плоткин, согласился высказать “МК” свою точку зрения. По его мнению, обсуждая Единый госэкзамен, нужно подумать о нескольких вопросах…

1. Духовный

Введение ЕГЭ неизбежно приведет к изменению методики преподавания школьных предметов, что чревато катастрофическими последствиями, которые пока недостаточно хорошо осознаются обществом.

Знакомая преподавательница педагогического университета рассказала недавно, что молодым талантливым учителям директора, доверяя выпускные классы, четко ставят задачу: “натаскать” учащихся, подготовив их к успешной сдаче ЕГЭ. Особенно губительно это отразится на гуманитарных предметах.

2. Политический

Стоит осознать, что введение ЕГЭ позволяет создать такой эффективный механизм учета и контроля, а следовательно, поощрения и наказания, которого не было даже в обществе, называемого ныне тоталитарным.

Помнится, в годы горбачевских реформ неоднократно заявлялось: учитель — главное действующее лицо перестройки, пусть это и звучало не совсем искренне. Ныне официальные лица характеризуют ЕГЭ как невиданное ранее “окно возможностей” для многих абитуриентов. Складывается, однако, впечатление, что учителя рассматриваются при этом то ли в качестве подоконника, то ли рядового малозначащего винтика в запущенном сверху механизме.

3.Экономический

Думается, обществу, переживающему непростые времена, было бы небезынтересно узнать официальные данные о величине средств, затраченных в масштабе страны на проведение эксперимента, в том числе на ознакомление с “передовым” западным опытом, оплату разработок контрольных измерительных материалов, обеспечение процедуры проведения ЕГЭ, проверку экзаменационных работ. К сожалению, цифры никто не обнародовал. Одновременно не лишним было бы выяснить самые неотложные нужды российских школ.

4. Социальный

Утверждения о том, что ЕГЭ расширяет доступность высшего образования, выглядит весьма сомнительно в свете продолжающегося уменьшения доли бюджетных мест в вузах и разделения обучения на бакалавриат и магистратуру. Еще немного, и по радио вполне может зазвучать реклама: “хорошие вузы для хороших людей”.

5. Психологический

Единый государственный экзамен превратился в своего рода Ежегодную грандиозную экзекуцию как для педагогов, так и для учащихся. Над учителями, и так задерганными внутренним и внешним контролем, всевозможными комиссиями, проверками и, наконец, самое неприятное — аттестацией школы, которую повторяют почему-то каждые 5 лет, теперь навис еще и грозный дамоклов меч ЕГЭ. При этом достойный уровень подготовки выпускников еще не гарантирует высокие баллы: учитель и его питомцы являются заложниками огромного количества факторов, в том числе и несовершенства контрольных измерительных материалов, претензии по содержанию которых не принимаются и, следовательно, не рассматриваются в процессе апелляции.

Что же касается учащихся, та стрессовая обстановка, которая создается в образовательном учреждении, крайне неблагоприятно влияет на сам психологический климат, систему взаимоотношений в школьном коллективе.

6. Риторический

В чем польза? Допускаю, что вдохновители и сторонники ЕГЭ видят в нем действенный рычаг модернизации страны, однако, думается, его внедрение не приведет ни к продвижению по пути модернизации, ни к росту конкурентоспособности как личности, так и общества в целом.

Наверное, все мы не забыли еще о происшедшем в вологодской деревне Березник, где после единого муниципального экзамена по математике — еще одного изобретения отечественных реформаторов — покончила с собой 15-летняя школьница Полина Белова, не вынесшая груза ответственности, который свалился на ее плечи. Полина, лауреат Всероссийской конференции “Интеллект будущего”, получавшая стипендию губернатора, считала, что не имеет права на ошибку и не должна подвести учителей, не сомневавшихся в ее “пятерке”.

Эта трагедия представляется мне знаковой еще и потому, что имя Полины Беловой было внесено в книгу “Одаренные дети — будущее России”. Отчаянный и непоправимый поступок Полины оборвал жизнь молодой талантливой девушки.

Но, как мне представляется, ужасающая трагедия Полины Беловой, ее родных и близких, настоятельно призывает к действию людей, не лишенных совести, не желающих оставаться равнодушными и считающих себя ответственными за настоящее и будущее наших детей, вне которого невозможно и будущее страны.

17.09.2008 00:50

Подробнее: Московский комсомолец

Московский комсомолец

***