Скорое следствие. Поисковые работы на месте гибели «Боинга» в Перми решено свернуть в рекордные сроки
В Пермском крае вчера был объявлен траур по жертвам катастрофы пассажирского самолета «Боинг-737-500» авиакомпании «Аэрофлот-Норд», разбившегося в ночь на воскресенье при заходе на посадку в местный аэропорт Большое Савино. Более сотни родственников погибших пассажиров и членов экипажа, начавших прибывать в Пермь еще в воскресенье, смогли попасть на место катастрофы…
Со специально оборудованной площадки они смогли увидеть место падения лайнера и возложить цветы к камню, который в последствии станет частью монумента жертвам трагедии, унесшей 88 жизней.
В то же время вчера на месте крушения продолжались восстановительные работы и поисковые мероприятия. Участок Транссибирской железнодорожной магистрали, пути которого были разрушены обломками самолета, ремонтники смогли запустить еще в понедельник ночью. Прочесывание местности на предмет сбора фрагментов лайнера продолжится и сегодня, но на этом, похоже, все и закончится. Вчера представители МЧС заявили, что оцепление простоит как минимум до вторника. Его снятие будет означать окончание «полевого» этапа в расследовании, которое проводит техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Лайнер, выполнявший регулярный рейс из Москвы в пермский аэропорт Большое Савино, рухнул на землю в 5.10 по местному времени при заходе на посадку примерно в 10 км от аэродрома в черте города Перми. Самолет упал на насыпь железнодорожных путей Транссиба, меньше чем в 2 км от жилых кварталов. Удар был такой силы, что корпус самолета разлетелся на мелкие куски в радиусе нескольких сот метров, после чего возник сильный пожар. Погибли все находившиеся на борту 82 пассажира и шесть членов экипажа. Среди жертв крушения оказался и бывший командующий 58-й армией, советник президента генерал-полковник Геннадий Трошев, направлявшийся в Пермский край на турнир по самбо.
Пока ни одного из погибших в результате авиакатастрофы опознать не удалось. По словам экспертов, процесс этот займет в лучшем случае три-четыре недели, а возможно, и больше. На месте трагедии спасатели собирали лишь фрагменты человеческих тел. И идентифицировать их можно будет лишь по результатам генетической экспертизы. Пока у родственников жертв авиакатастрофы были взяты лишь образцы крови.
Несколько сот следователей, спасателей и военных вчера продолжали прочесывать окрестности в поисках обломков и деталей лайнеров. По словам представителя регионального МЧС, работы выполнены процентов на 60, и, скорее всего, оцепление ко вторнику будет снято. К этому времени найденные фрагменты уже погрузят на автомашины и перевезут к месту изучения. По сути, это означает, что так называемый «полевой» этап расследования катастрофы «Боинга» будет закончен в рекордные сроки. По словам одного из экспертов, «такого просто быть не может». Обычно на «полевой» этап расследования уходит минимум неделя, и то при благоприятных погодных условиях. Людям просто физически нужно время, чтобы не только собрать все фрагменты разбившегося лайнера, но и зафиксировать их положение на местности, чтобы в последующем точно воссоздать картину падения лайнера. При расследовании авиакатастроф это считается одним из главных условий, необходимых для установления причин ЧП. О явной спешке властей при расследовании пермской катастрофы, кстати, говорит не только это.
Эксперты краевого УФСБ вчера же — в рекордные сроки, буквально за сутки — смогли дать ответ, что следов взрывчатки на месте катастрофы на найдено (то есть падение «Боинга» не было вызвано терактом). Каким образом за это время удалось найти нужные куски обшивки и провести десятки экспертиз, о которых ранее в таких случаях неоднократно заявляли взрывотехники, осталось загадкой. Также не очень объяснимы уже не раз прозвучавшие заявления министра транспорта Игоря Левитина и главы СКП Александра Бастрыкина о технических проблемах, вызвавших катастрофу «Боинга». «Судя по осмотру места происшествия, который оперативно провели сотрудники СКП, падение самолета, по-видимому, было связано с техническими неисправностями и возгоранием правого двигателя. Многое на это указывает», — сказал г-н Бастрыкин. Правда, что именно на это указывает, никто разъяснить не мог. А сами руководители Минтранса попутно заявили, что техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), то есть единственные специалисты, способные дать заключение о причинах катастрофы, только приступила к работе.
Техническая комиссия МАК между тем будет работать по нескольким направлениям — летному, инженерно-техническому и административному. Кроме того, несколько рабочих групп займутся составлением схемы авиационного происшествия, анализом и изучением метеоусловий и управления воздушным движением. Инженерно-техническая группа уже приступила к изучению истории эксплуатации самолета и его двигателя и другого оборудования. Также будет исследовано, каким количеством топлива и какого качества перед последним полетом было заправлено воздушное судно, какие работы проводились по техобслуживанию и ремонту, какой квалификацией обладает техперсонал, привлекавшийся к работам по обслуживанию самолета. Эта же группа должна ответить на вопрос, был или нет пожар во время полета на борту судна.
Летная подкомиссия занимается изучением подготовки экипажа, условиями, в которых проходил последний полет. Будет изучена загрузка судна, характер грузов, наличие среди них опасных. Будут работать специалисты и с комплексом автоматизированных систем управления воздушным движением, установленным в аэропорту Перми, данные которого помогут восстановить точную траекторию, по которой погибший «Боинг» заходил на посадку.
Основные же надежды для выяснения причин трагедии, как обычно, возлагаются на данные «черных ящиков» — бортовых самописцев разбившегося лайнера. Их еще вчера доставили в Москву на базу МАК для расшифровки. Вскрытие приборов показало, что лентопротяжный механизм и сама лента (на этой модели «Боингов» используют старые бортовые регистраторы с магнитной лентой) в них сильно повреждены, и снятие информации займет значительное время. Расшифровка, кстати, должна будет прояснить и неясный момент с «неадекватным поведением КВС», выполнявшего, по словам диспетчера, команды с земли с точностью до наоборот.
До выяснения всех этих моментов и выполнения всех пунктов, как отметили эксперты МАК, делать какие-либо выводы просто преждевременно.
Эдуард ЛОМОВЦЕВ
***