Ровно 33 года назад, 27 апреля 1971 года с вазовского конвейера сошел первый автомобиль с кузовом универсал ВАЗ-2102. Эта машина пользовалась заслуженной популярностью у дачников и туристов благодаря трансформируемой задней части салона. Запасное колесо и бензобак перекочевали под багажник, предоставив перевозимой поклаже ровный пол багажного отсека.

  Первые «двойки» комплектовались 1,2 литровым двигателем. Позже появились модификации этой модели, ВАЗ-21021 с двигателем 1,3 литра и ВАЗ-21023 с двигателем 1,5 литра. Эта модель выпускалась до 1986 года, и через пару лет после освоения универсала ВАЗ-2104, выпуск «двойки» был прекращен. За 15 лет производства было выпущено 666,9 тысяч универсалов ВАЗ-2102 и их модификаций.

 Вторым вазовским универсалом, производство которого освоили на АВТОВАЗе в 1984 году стала модель ВАЗ-2104. Она отличалась от предыдущей не только пятерочным «лицом», но и большими задними фонарями и полкой багажного отсека. Кроме того, обогрев заднего стекла, его омыватель и стеклоочиститель вошли в стандартную комплектацию этой модели. Вазовская «четверка» имела модификации 21041, 21043 и 21043-03, отличающиеся двигателями 1,2 литра, 1,5 литра и «семерочным» салоном соответственно. Кроме того на ВАЗе выпускали модификацию 21045 с атмосферным (безнаддувным) дизелем производства «Барнаул-трансмаш». В 2003 году производство универсала ВАЗ-21043 «перекочевало» в Ижевск. За 19 лет было выпущено около 900 тысячи «четверок» и их модификаций.

   Третим универсалом на АВТОВАЗе стала модель ВАЗ-2111. Это первый переднеприводный вазовский универсал, сохранивший в себе все особенности и удобства «десятого» седана. Выпускается он с 1998 года по настоящее время. Отличается от всех предыдущих моделей задним сиденьем, которое можно складывать для перевозки груза по частям 1:2. В этой машине, как и в седане, изначально были спроектированы две уникальные системы — САУО и БСК.

Первая (система автоматического управления отопителем) в автоматическом режиме прогревает салон, поддерживая заданную температуру, вторая (бортовая система контроля) следит за уровнями технических жидкостей, состоянием тормозных колодок, исправностью лампочек в системе наружного освещения и даже за правильностью закрывания дверей, оповещая водителя о неисправности специальными сигналами. Выпускается «одиннацатый» универсал в двух модификациях — базовая 2111 с впрысковым мотором и 21113 с шестнадцатиклапанным мотором и 14-ти дюймовыми колесами. Ранее была еще модификация 21111 с карбюраторным двигателем, но некоторое время назад ее выпуск был прекращен.

За 6 лет было выпущено чуть более 170 тысяч универсалов ВАЗ2111 и его модификаций. Всего на на долю универсалов на АВТОВАЗе пришлось чуть менее 8% от общего выпуска товарной продукции.

ИА LADAONLINE

*