Авиакатастрофа в Перми: теракт или неисправность? — «Экипаж до последнего пытался выровнять машину». — Спецназом по дипломатии. — Саркози ответит за Саакашвили. — Все включено.

Утром в воскресенье, когда в авиакатастрофе под Пермью погибли 88 человек, еще пятеро, можно сказать, родились заново. Так начинает материал о пермской трагедии газета «Известия». По ее данным, пять пассажиров опоздали на регистрацию, не попали на борт Боинга и в расстроенных чувствах поехали на Ярославский вокзал. Тогда они еще не знали, что опоздание спасло им жизнь. Что же стало причиной трагедии? Очевидцы утверждают, что самолет горел, а может быть, даже взорвался еще в воздухе. Вскоре после аварии возникло предположение, что на борту мог произойти теракт, направленный против одного из пассажиров — героя чеченской войны, генерала Геннадия Трошева. Однако позже эту версию отвергли. Ведь в случае теракта «Аэрофлот» вряд ли отказался бы от сотрудничества с пострадавшей компанией. А между тем дирекция «Аэрофлота» после собственного расследования расторгла договор о сотрудничестве с «Аэрофлот-Норд». Эксперты, опрошенные газетой, склоняются к версии об отказе левого двигателя. Он мог загореться и именно это пламя видели в воздухе жители Перми. Отсутствие связи с землей тоже объяснимо: пилоты пытались спасти самолет, и им было просто не до общения с диспетчером.

Эксперт «Российской газеты», заслуженный штурман России Валентин Дугин, соглашается, что, скорее всего, на Боинге произошла остановка одного из двигателей, который потом загорелся. «Простая остановка на самолетах с двумя силовыми установками к катастрофическим последствиям, как правило, не ведет. Но если это сопровождается еще и возгоранием — тогда жди беды». По словам эксперта, неисправность двигателя могла произойти из-за обрыва лопатки вала. Эта деталь может отлететь во внешнюю сторону, повредив лишь обшивку. Но может и отскочить внутрь, пробивая топливопроводы, электросистему или управление самолетом. В Перми лайнер упал не колом. Полоса огня на земле была длинной, поэтому напрашивается вывод: экипаж скорее всего не потерял управление и до последнего пытался выровнять машину. Система пожаротушения фюзеляжа, говорит ветеран авиации, на «Боинге-737» не самая лучшая. Достаточно вспомнить, что за последний год аварии и катастрофы произошли с семью самолетами такого типа. Трагедия в Перми — восьмая.

Обстановка вокруг Абхазии и Южной Осетии вновь накаляется, предупреждает в своей первополосице «Независимая газета». Руководство Грузии демонстрирует, что не смирилось со сложившейся ситуацией. Министр внутренних дел страны Вано Мерабишвили заявил, что «для МВД эта война еще не закончена». Грузинских полицейских на постах у границ Абхазии и Южной Осетии решено заменить спецназом. При этом Мерабишвили отметил, что спецподразделения «вернутся на свои изначальные позиции». «Если речь идет только о линии Поти-Сенаки, то грузинский спецназ там может находиться, — пояснил газете завотделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров. — А вот введение спецназа в приграничные районы совершенно неприемлемо, это означает, что Грузия не собирается соблюдать соглашение Медведева-Саркози. Тбилиси просто ждет благоприятного момента, грузины восстановят армию и опять нанесут по нам удар». Не согласен с таким прогнозом президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. По его мнению, со стороны Грузии возможны вооруженные провокации, но военной агрессии типа августовской быть уже не может.

Журнал «Эксперт» анализирует переговорный процесс между Европой, Россией и Грузией и обращает внимание на некоторые несостыковки. Расширение плана Медведева-Саркози, пишет издание, конечно, можно считать успехом. Но: при условии, что Москву не попытаются снова обмануть, как это было в августе — тогда во французском проекте резолюции Совбеза ООН по конфликту в Грузии от шести пунктов остались только два: прекращение военных действий и вывод российских войск. Причем условием вывода войск было наличие юридически обязывающих документов о неприменении силы, но их от грузинской стороны Россия так и не получила. Мало понятен и вопрос о наблюдателях ЕС. Расширенный план предполагает, что они будут размещены вокруг Южной Осетии и Абхазии, но не на территории этих республик. Тем временем грузинский МИД убежден, что европейские наблюдатели будут работать в Абхазии и Южной Осетии, и ссылается при этом на некое письмо Николя Саркози и председателя Еврокомиссии Баррозу, адресованное Михаилу Саакашвили, в котором говорится, что ЕС готов разместить наблюдателей «на всей территории Грузии». Складывается впечатление, резюмирует журнал, что представители ЕС в Москве и Тбилиси говорят и подписывают то, что хочет услышать принимающая сторона.

Гостиницам придется раскошелиться, объявляет «Время новостей». Федеральная миграционная служба запустила в пробном режиме электронную систему регистрации постояльцев в пяти столичных отелях. Стоимость оборудования, обучения персонала и карты доступа к базе данных ФМС обойдется столичным хотельерам не менее чем в 170 тысяч рублей. Впрочем, большинство отелей этому даже рады. Сейчас они вынуждены ежедневно отправлять в районные органы ФМС копии документов каждого остановившегося у них иностранца. Некоторые региональные гостиницы даже отказываются принимать клиентов с загранпаспортами, так как за каждого не оформленного в срок туриста им грозит крупный штраф. Теперь бумажной волокиты поубавится. Новым оборудованием для электронной регистрации уже обзавелись порядка 60 городских гостиниц.

Екатерина Некрасова

14 сентября 22:43 MCK

СМИ.ru ссылка на статью

*