Торжественная церемония открытия XVII фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок» состоялась на Театральной площади города Анапы.

Свои поздравления участникам и гостям кинофорума направил глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин, под патронатом которого и проходит «Киношок».

Далее была раскрыта и первая интрига фестиваля. Большое жюри вместо заявленного ранее Реваза Габриадзе возглавит писатель, президент русского Пен-клуба Андрей Битов. Как стало известно «РГ», Габриадзе на фестиваль приехать не смог, поскольку должен был срочно прибыть в Грузию к жене, а новую визу на въезд в Российскую Федерацию получить не успел. Андрей Битов рассказал нам, что для него такой поворот событий стал неожиданным, однако на предложение оргкомитета фестиваля возглавить большое жюри он сразу ответил положительно. Андрей Битов в срочном порядке добирался в Анапу из Берлина.

— Меня с «Киношоком» связывает долгая дружба, я уже возглавлял большое жюри фестиваля. Как будем оценивать картины? В искусстве главное — человек, а не история, — сказал «РГ» Андрей Битов.

Президент фестиваля Виктор Мережко отмечает, что «Киношок» сейчас — крайне важное событие в культурной жизни постсоветского пространства, потому что он — «вне политических распрей».

— Мы объединяем, мы сохраняем культурное, кинематографическое пространство бывшего Советского Союза, — считает Виктор Мережко. — Здесь никто ни с кем не выясняет отношений, нет конфронтации, есть желание показать свои фильмы с тем, чтобы фильмы-призеры оказались в итоге на экранах России.

С фильма «Фогельфрай» латвийских кинематографистов стартовал полнометражный конкурс «Киношока». В переводе с немецкого «Фогельфрай» означает «Свободный полет». В картине четыре новеллы, каждая из которых рассказывает об определенном «времени года» в жизни простого латвийского мужчины Теодороса: детстве, юности, зрелости, старости. Однако искушенная фестивальная публика помимо очевидного одиночества главного героя и его «свободного полета» по жизни, не сопряженного ни с какими страданиями и тревогами, отметила и еще один характерный мотив картины. Жизнь в современной Латвии глазами четырех режиссеров — авторов картины — предстала лишенной любого социального бэкграунда и каких-либо акцентов. Даже попытка главного героя жить по законам бизнеса и этике крупных корпораций, что, казалось бы, должно быть актуальным для современной Латвии, обречена на провал.

Вторым в Анапе показали фильм режиссера Сергея Лозницы «Представление», который состоит из советской кинохроники второй половины 1950-х — начала 1960-х годов. Контраст с «Фогельфрай» оказался разительным. Жизнь советского народа в «Представлении» Лозницы выглядит максимально насыщенной. Даже такое событие, как посев сахарной свеклы или первый урок в школе, для советских людей было настоящим праздником. Их в отличие от современных латышей интересовало все: и сталь, и космос, и театр.

А вот конкурс «Кино без кинопленки», в котором представлены фильмы, снятые в цифровом формате, пока обращен исключительно в современность. Два российских фильма «Благие намерения» режиссера Натальи Мещаниновой и «Фестиваль» Алены Полуниной рассказывают о двух противоречивых тенденциях в современной России. Герою «Благих намерений» Леониду наскучил большой город, и он отправляется в деревню, где пытается дать бой пьянству среди местного населения и даже организовать свое маленькое фермерское хозяйство. А вот в «Фестивале» молодые провинциальные актеры, напротив, рвутся в Москву, где проходит форум современного искусства «Территория», дабы пропитаться духом того театра, который принято называть актуальным. Так завершился первый день фестиваля, который продлится до 21 сентября.

Российская газета ссылка на статью

*