Полцарства за билет. Театр становится слишком дорогим удовольствием
Недавний опрос социологов выявил грустную тенденцию – за последние десять лет 14% россиян перестали ходить в театр только потому, что очень подорожали билеты. Дошло до того, что билеты на некоторые столичные постановки уже преподносят чиновникам в виде взяток!
Эксперты в один голос предупреждают: если сейчас не остановить эту гонку цен, то в ближайшем будущем некогда доступные всем «храмы искусства» останутся уделом лишь богатых ценителей прекрасного, готовых выложить за билет свыше 10 тысяч рублей. Расслоение российского общества приводит и к расслоению театральной публики. Часть зрителей посещает исключительно дорогие и модные постановки, другая выбирает театральные билеты не по репертуару, а по цене.
По официальным данным, самый дешевый билет в «Ленком», МХТ имени Чехова, БДТ, «Табакерку» или «Современник» стоит 200 рублей (на некоторые спектакли есть и по 100 рублей). Конечно, места не самые удобные, но все же из последнего ряда балкона в бинокль можно увидеть спектакли с участием Чуриковой, Табакова, Ахеджаковой, Фрейндлих, Янковского и других звезд. Билеты в средние ряды стоят, разумеется, подороже. Но беда в том, что даже за неделю до спектакля в кассе их не остается. Хочешь сегодня увидеть постановку – покупай дорогие билеты.
В апреле этого года корреспондент «НИ» наблюдал за публикой, которая пришла на спектакль питерского Малого драматического театра «Жизнь и судьба» (по роману Василия Гроссмана). Постановку привезли из Петербурга в Москву – показать в рамках «Золотой маски». Было видно, что часть зрителей Гроссмана явно не читали, но, превозмогая зевоту, они мужественно досмотрели действие до конца – только потому, что спектакль престижный. Билеты на него стоили в районе четырех тысяч рублей. Кстати, в Петербурге на этот спектакль можно сходить за 150–800 рублей.
«Дороговизну билетов вполне можно объяснить, – сказала «Новым Известиям» Римма Шульман, исполнительный продюсер «Независимого театрального проекта». – Когда театр едет на гастроли, у него повышаются затраты. Нужно оплатить дорогу, проживание артистов, питание, в некоторых случаях – аренду зала и так далее. И в этом смысле гастрольные спектакли напоминают мне антрепризу. Я занимаюсь антрепризой не первый год. У нас нет собственного помещения, декорации мы заказываем в мастерских МХТ, хорошо оплачиваем работу артистов и режиссеров. Разумеется, при копеечной стоимости билетов мы просто не выживем».
С антрепризой дело ясное. Там спектакли изначально ориентированы на небедную публику. Но почему билеты и в репертуарный театр стоят дорого, не говоря уже о концертах Хворостовского и других солистов, считающихся гордостью нации?
Подробнее: Новые Известия
***