Самое опасное время для пешеходов — с 11.00 до 17.00 и с 18.00 до 22.00, в эти периоды происходит наибольшее количество ДТП. Однако самые тяжелые травмы пешеходы получают ночью — с 0.00 до 7.00. Самыми опасными считаются у нас пятница, суббота и воскресенье. В общей сложности в эти дни происходит практически половина всего количества ДТП.

Кроме того, травмы пятницы и субботы отмечены самой высокой тяжестью последствий. Травматологи говорят: то, что вытаскивают из-под колес, мало похоже на человека — просто фрагменты тел, даже не всегда понятно, где голова.

Голова должна быть силиконовой

В Европе уже лет двенадцать существует в определенном смысле правозащитная организация — Европейская комиссия по оценке новых автомобилей (Euro NCAP). В двух исследовательских центрах — английском TRL и голландском TNO — они крушат машины, чтобы сообщить автопроизводителям, водителям и всем желающим, какой автомобиль самый безопасный.

Выходит, о нашей голове первыми начали думать производители. В Японии посчитали, что раз уж около 60% (мы считаем, что 50%) пешеходов, попавших в ДТП, получают травмы головы, надо что-то менять в машине. На изменения в наших головах рассчитывать не приходится.

Согласно правилам в США, даже на зеленый я должна сначала пропустить не успевших пешеходов и только потом ехать сама. В Германии пешеход может свободно перейти улицу где ему вздумается. Водители будут терпеливо ждать, пока пешеход не окажется на противоположной стороне дороги. Хотя все спешат — как и в России. Но немецкий пешеход никогда не злоупотребит своим преимуществом. Может быть, потому, что он тоже водитель. Немцы привыкли уважать права человека на дороге, соблюдать дистанцию между автомобилями, останавливаясь на красный и не пересекая стоп-линию колесами или даже бампером. Но привычки эти не врожденные и не наследственные. Правила дорожного движения европейских стран — мощный инструмент воспитания, чего пока у нас нет. Вообще, вопрос о незаконопослушности российских пешеходов и водителей идентичен вопросу об английском газоне. Считай, страна села за руль всего лишь 17 лет назад.

Три заповеди пешехода

1. Помни о водителе

Тебя не видно — в дождь, снег, туман, при ярком солнце и каждым вечером. Не надо тупо чесать по «зебре», посмотри в глаза водителю! Убедись, что он тебя видит. А это ему не всегда возможно, поскольку передние стойки в современных автомобилях настолько большие, что там не только человека — машину можно не разглядеть. У тебя и у водителя абсолютно разные поля зрения. Вертикальные предметы к тому же хуже освещаются. Если ты понимаешь, что он тебя не видит, не уверяй себя, что сейчас проскочишь. Лучше вернись на тротуар.

2. Стой, как стоял

Раз уж ты нарушил и оказался посреди потока — не суетись, стой, как стоял. Водители должны хотя бы надеяться, что ты не вздумаешь дальше скакать по дороге из ряда в ряд и не создашь цепную аварию. Стой и тихо молись.

3. Нарушаешь сам — нарушит и он

Мы все участники движения, но не все следуем правилам. По разным причинам. Один переходит дорогу в неположенном месте, другой за рулем автомобиля может смотреть в другую сторону, самозабвенно ковырять в носу или выбирать любимый трек в магнитоле. Кроме того, пешеход как минимум в 15 раз легче монстра на колесах. Если ты понимаешь, что на тебя реально наезжают, не паникуй. Постарайся сгруппироваться и, если удастся, избежать контакта с лобовым стеклом — как показывает практика, именно оно наносит самые тяжелые травмы.

Секунды, за которые пешеходы проходят 20 метров

Копенгаген (Дания) — 10,82

Мадрид (Испания) — 10,89

Гуанчжоу (Китай) — 10,94

Дублин (Ирландия) — 11,03

Куритиба (Бразилия) — 11,13

Берлин (Германия) — 11,16

Нью-Йорк (США) — 12,00

Утрехт (Нидерланды) — 12,04

Вена (Австрия) — 12,04

Подробнее: Известия

Известия

***