Сегодня в Женеве будет опробован физический прибор, который может помочь увидеть, какой была Вселенная сразу после своего рождения. Это кольцевой ускоритель заряженных частиц на встречных пучках длиной 26,65 км. Кольцо это на глубине 100 м пролегает под территориями Швейцарии и Франции.

10 сентября, в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) должен состояться первый запуск уникального прибора

Большой адронный коллайдер Большой адронный коллайдер (Large Hadron Collider, LHC) – самая большая и самая сложная экспериментальная установка в области физики элементарных частиц. С помощью семи тысяч сверхпроводящих магнитов LHC будет разгонять протоны до энергий, каких еще никогда не добивались в ускорителях (7 тераэлектронвольт). При выходе на проектную мощность все циркулирующие в нем протоны будут нести энергию, примерно равную кинетической энергии 900 автомобилей, едущих со скоростью 100 км/ч, или достаточную, чтобы вскипятить две тонны воды. Их пучки будут сталкиваться 30 миллионов раз в секунду, и при каждом таком столкновении будут рождаться тысячи элементарных частиц. Почти 100 миллионов каналов данных, идущих от каждого из детекторов, могли бы за секунду заполнять 100 тысяч компакт-дисков, которые за шесть месяцев могли бы образовать штабель, достигающий Луны. Поэтому данные будут тщательно фильтроваться; регистрировать будут только по сто самых интересных столкновений в секунду. Для обработки прошедших через фильтр данных создана распределенная вычислительная сеть ГРИД, объединяющая десятки тысяч компьютеров в институтах мира. На LHC установлены четыре детектора: ATLAS (A Toroidal LHC ApparatuS), CMS (Compact Muon Solenoid), LHCb (The Large Hadron Collider beauty experiment) и ALICE (A Large Ion Collider Experiment). Детекторы ATLAS и CMS предназначены для поиска бозона Хиггса, на LHCb будет исследоваться физика b-кварков, а детектор ALICE предназначен для поиска кварк-глюонной плазмы.

Сегодня, 10 сентября, в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) должен состояться первый запуск Большого адронного коллайдера (Large hadron collider, LHC). Этот громадный 27-километровый кольцевой туннель, на 100 метров закопанный в землю, внутренности которого уже заморожены до 1,9 градуса Кельвина (–271,4 градуса по Цельсию), после многих задержек наконец-то заработает. Cобытие будет в прямом эфире транслироваться по Евровидению.

Проект был задуман еще в 1984 году, а реализовываться начал в 2001-м. На строительство коллайдера потрачено около 8 млрд. долл. Самый дорогой, самый большой и самый сложный экспериментальный прибор в истории человечества! Ожидается, что эксперименты на LHC позволят обнаружить давно предсказанную, но до сих пор не пойманную частицу – бозон Хиггса. Для этого физики намерены сталкивать в туннеле пучки протонов с энергией до 14 тераэлектронвольт (1.4х1013 ТэВ). До самих экспериментов пока еще далеко, это будет пробный запуск, первая попытка прогнать пучок нейтронов по всей длине кольца, разогнав их до 0,45 ТэВ. Если все пройдет удачно, энергия пучка будет постепенно увеличиваться, а расчетной величины, по планам, она достигнет лишь к 2010 году.

Это будут, наверное, самые волнующие физические эксперименты. Можно сказать, что мир замер в тревожном ожидании. Неспециалисты опасаются очередной страшилки о том, что эксперименты на LHC превратят Землю в черную дыру, специалисты – того, что им и впрямь удастся обнаружить бозон Хиггса. Парадоксально – ученые не хотят обнаруживать новую частицу!

Подробнее: Независимая газета