Методические рекомендации на 10 страницах направлены в региональные управления и департаменты образования.

Упор сделан на текстуальное, а не на обзорное изучение творчества нобелевского лауреата. По-прежнему в программе есть «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», но рассматривать эти произведения теперь рекомендуется более детально и в сравнении, например, с «Колымскими рассказами» В. Шаламова, «Юшкой» А. Платонова, сопоставляя образ Ивана Денисовича с образом Платона Каратаева из «Войны и мира» Л. Толстого. Отдельной строкой выделено изучение на уроках литературы «лагерной темы».

Педагоги теперь обязаны подробно знакомить школьников с биографией Александра Исаевича, его публицистическими выступлениями и нобелевской лекцией. Причем в рекомендациях подчеркивается, что предпочтительнее в этих случаях обращаться к источникам из Интернета, так как в печатном виде многие материалы найти сложно. Учителям советуют готовить по творчеству Солженицына элективные курсы для 9-11-го классов.

На уроках внеклассного чтения для младших школьников рекомендуется знакомить с миниатюрами «Крохотки»: «Утенок», «Шарик», «Костер и муравьи», «Лиственница» можно сравнивать с рассказами и зарисовками Пришвина и Паустовского уже в 5-6-м классах. «Крохотки» Солженицына подойдут и для тех авторских программ, которые предполагают изучение «Стихотворений в прозе» Тургенева.

Учителя теперь активнее должны обращаться к произведениям Солженицына на занятиях по русскому языку — особенно при подготовке к сочинению, по теме «синтаксис» и на уроках развития речи.

В программе новейшей отечественной истории «Архипелаг ГУЛАГ» поможет рассмотреть не менее шести курсов: «Эпоха мобилизационного развития 1929-1939 гг.», «СССР в послевоенные годы», «Реформы Хрущева», «Брежневская эпоха», «Перестройка», «Современная Россия».

Российская газета ссылка на статью

*