Пластиковыми кредитными картами в России уже пользуются около 10 миллионов человек, и их число растет. Владельцами электронных денег становятся не только бизнесмены и клерки, но и бюджетники, получающие «белую» зарплату. Десятки тысяч пенсионеров уже предпочли вместо очередей в сберкассах быстрое общение с банкоматом. Начальник Бюро специальных технических мероприятий МВД генерал-полковник милиции Борис Мирошников рассказал корреспонденту «РГ», как защититься от киберпреступности.

РГ: Какими новыми схемами пользуются мошенники?

Мирошников: Они неистощимы на выдумку. Одни увлекаются технологическими схемами. Другие — злостно используют некомпетентность, доверчивость наших граждан. К примеру, звонят и сообщают, что в банке происходит перерегистрация, просят подтвердить ваш личный пин-код и еще какую-нибудь конфиденциальную информацию. Или просят срочно погасить несуществующую задолженность, при этом якобы хотят вам помочь устранить ошибку и «уточняют» ваши данные. Или предлагают немыслимый набор дополнительных услуг, конечно же, бесплатных или на очень льготных условиях. «Только для вас, вам повезло, вы выиграли в лотерее…» А в итоге банально: сообщите ваш пин-код или перечислите деньги на такой-то счет.

РГ: Как избежать неприятностей? Никому не верить и ничего не говорить?

Мирошников: Надо знать, кому и что говорить. Существует понятие «банковская тайна», банки и заинтересованы, и обязаны ее хранить. Никогда сотрудник банка не будет по телефону или через Интернет обсуждать конфиденциальные данные клиента. Стало быть, надо быть внимательным, если хотите, бдительным и соблюдать элементарные правила безопасности. Кстати, мы специально подготовили три памятки, разъясняющие, как обезопасить себя от телефонного мошенничества, от обманов при покупках в Интернете, сберечь свои вклады от электронных мошенников. Эти буклеты-инструкции бесплатно раздаются в салонах связи, банках, интернет-кафе. Надеемся, что средства массовой информации помогут нам в распространении этих знаний. Это будет и ваш вклад в защиту граждан.

РГ: Насколько велик риск у обычных граждан стать жертвой хакера?

Мирошников: В том-то и дело, что совместными усилиями нужно сводить этот шанс к нулю, а не увеличивать его собственным разгильдяйством и бездействием. Вспомните, сколько раз вы сообщали в магазинах, клубах, даже вахтерам на входе свои персональные данные? Для оформления, например, карточки на скидки в магазине или каком-либо сервисе вам надлежит заполнить анкету, где не спрашивают разве что девичью фамилию вашей бабушки. Часто для вашего удобства под чашечку кофе просят дать паспорт, чтобы «прокатать» первую страничку, а заодно и страничку с регистрацией. И наши граждане толпами и абсолютно добровольно участвуют в этой вакханалии.

Подробнее: Российская газета

Российская газета

*