Вечная мерзлота в Северном полушарии содержит углерода в два с лишним раза больше, чем его текущее содержание в атмосфере. В случае быстрого глобального потепления эта «бомба» сработает и ещё сильнее ускорит его.

Таков вывод международной группы учёных, проводивших исследование под руководством Эдварда Шура (Edward Schuur) из университета Флориды (University of Florida).

По мере таяния вечной мерзлоты в северных широтах России и Европы, а также в Гренландии и Северной Америке, будет резко усиливаться микробное разложение содержащейся там органики, что приведёт к выбросу больших количеств парниковых газов — метана и диоксида углерода.

И чем стремительнее будет идти глобальное потепление, тем быстрее будут высвобождаться эти газы, всё ускоряя и ускоряя процесс. Такая самоподдерживающаяся система.

Об аналогичной опасности, правда, особо подчёркивая роль именно метана, поднимающегося из трясин Сибири, ещё в 2005 году говорили российские учёные.

Собственно, главная задача для специалистов — точно подсчитать масштаб угрозы. Этим и занималась большая группа учёных во главе с Шуром. Оказалось, что в вечной мерзлоте запасено 1,672 триллиона тонн углерода. Сравните это с 780 миллиардами тонн, находящимися в земной атмосфере сегодня.

«Это больше, чем мы думали», — прокомментировал результат исследования Эдвард. Прежние оценки давали вдвое меньшую сумму углерода, скрытого в вечной мерзлоте. Кстати, группа Шура в своих расчётах «проникла» в почву на глубину до трёх метров, в то время как в предыдущих аналогичных исследованиях учитывался только углерод, законсервированный на глубине до одного метра. Эдвард и его коллеги считают свои оценки более корректными.

Но насколько это всё опасно для климата?

Вспомним, что даже небольшие, на доли процента, колебания в концентрации парниковых газов заметно отражаются на тепловом балансе Земли. Конечно, детали планетарного климатического механизма до сих пор остаются предметом споров, ведь в нём работает огромное число факторов, зачастую от человека никак не зависящих. И всё же попытки сократить выбросы парниковых газов, предпринимаемые цивилизацией, вероятно, не лишены смысла.

Так вот, сжигание ископаемого топлива поставляет в атмосферу около 8,5 миллиардов тонн углекислого газа ежегодно. Вырубка тропических лесов и замена их пастбищами или сельхозугодиями добавляет ещё около 1,5 миллиарда тонн. А вечная мерзлота, в случае продолжения таяния, способна увеличить этот неприятный счёт ещё на 0,8-1,1 миллиарда тонн в год, — утверждает Шур. Потому не учитывать этот фактор в прогнозе климата будущего — невозможно.

И в сдерживании выброса углерода нам не поможет даже растущий лес (теоретически способный занять освобождаемые площади, ранее покрытые снегом и льдом). Ведь квадратный метр взрослого бореального леса, напоминает исследователь, способен законсервировать в себе 5 килограммов углерода из атмосферы, тогда как квадратный метр вечной мерзлоты содержит до 44 килограммов углерода, 80% из которых могут быть быстро выпущены в случае таяния.

МЕМБРАНА ссылка на статью

***