Спасатели отмечают: большинство россиян даже не представляют, на какой номер звонить, чтобы вызвать с мобильного телефона пожарных. Не говоря уже о том, чтобы своими силами провести эвакуацию людей из помещения, если возникло возгорание.

По логике вещей, информировать сотрудников о том, где в офисе находятся эвакуационные выходы и где хранятся огнетушители, должны работодатели. Но в России организации, в которых об этом заботятся, можно пересчитать по пальцам. В итоге даже в социальных учреждениях – больницах, школах или домах престарелых – ни персонал, ни подопечные не знают, куда бежать в случае пожара. А ведь расплачиваться за подобную беспечность, как правило, приходится человеческими жизнями.

«Руководство любого учреждения должно инструктировать своих сотрудников на предмет того, как вести себя в экстремальных ситуациях, – заявил в интервью «НИ» начальник отдела надзорной деятельности управления Государственного пожарного надзора МЧС России по Москве Олег Найденков. – Однако в большинстве случаев все обходится формальными подписями в бланках, и сотрудникам вообще не рассказывают о пожарной безопасности. Только в редких случаях на специальных объектах, таких как больницы, гостиницы и школы, проводятся учебные мероприятия».

Вот и получается, что в экстренных условиях никто не может правильно эвакуироваться, пока не приедут спасатели. Именно поэтому многие ЧС приводят к летальным исходам.

Не знаю и знать не хочу

По закону каждый сотрудник, работающий в офисе, должен знать, как пользоваться огнетушителем и где находятся аварийные выходы. «Причем огнетушители бывают разные, с некоторыми вряд ли смогут справиться хрупкие женщины, – заявил «НИ» г-н Найденков. – А содержимое других может вызвать ожог. Но обращению с ними никто не учит». Редкий случай, когда офисные работники действительно знают все эти правила и без труда могут разобраться в планах пожарной эвакуации, развешанных на стенах офиса. «Я работала в десяти разных организациях, но нигде не проводили подобный инструктаж, – призналась «НИ» сотрудница миграционной службы Елена Быкова. – Если бы у нас в здании случился пожар, я бы и не знала, куда бежать».

Как бы то ни было, но за беспечное неведение сотрудников отвечать в любом случае предстоит руководителю организации. «Инспектор при проверке любого сотрудника может спросить, к примеру, об эвакуационном выходе, – продолжает Олег Найденков. – Однако с проверкой мы можем наведаться не чаще, чем один раз в два года. В это время в организации могут грубо не соблюдаться противопожарные правила».

Самое плачевное, что даже персонал специализированных учреждений часто не владеет навыками поведения в чрезвычайной ситуации. В Белгородской области следователи намереваются привлечь к ответственности руководителя Шебекинского дома-интерната. В этом августе там случился пожар, унесший жизни пяти человек. «У нас жили несколько человек, которые постоянно мешали остальным – нарушали дисциплину, распивали спиртное, – рассказала «НИ» директор дома-интерната Людмила Боровская. – В их комнате и произошло возгорание. Наши сотрудники действовали по правилам, но спасти пятерых постояльцев так и не удалось». Однако в администрации Белгородской области считают иначе. Есть информация, что сигнал о пожаре поступил на пульт «01» через 40 минут после начала возгорания. До этого персонал якобы пытался тушить огонь своими силами. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 219 УК РФ «нарушение Правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».

Подробнее: Новые Известия

Новые Известия

***