На российском рынке все больше фальсифицированных лекарств и продуктов питания
Более 7,5 миллиарда рублей недополучили в первом полугодии бюджеты всех уровней «благодаря» контрафактной продукции. И это только по материалам раскрытых уголовных дел. Реальный ущерб от подделок на рынке значительно выше. Об этом шла речь на пресс-конференции в МВД России.
Как рассказал врио заместителя начальника департамента охраны общественного порядка (ДООП) МВД России Алексей Ломкин, фальсифицированные продукты питания и продовольственные товары больнее всего бьют по самым незащищенным — небогатым людям, которые отовариваются на рынках и в дешевых магазинах.
Впрочем, подчеркнул он, и «богачи» могут попасться — периодически выявляются поддел ки и в очень дорогих бутиках, когда обычная вещь выдается за фирменную и продается за бешеные деньги.
«К сожалению, никто не застрахован от подлога, — говорит он, — и самому покупателю бывает крайне сложно отличить настоящую вещь от фальшивки».
«Мы бы посоветовали людям, выбирая продукты питания, обращать внимание на внешний вид товара — его цвет, запах, упаковку, этикетку, — говорит Ломкин. — Если, к примеру, нет информации о производителе, поставщике, сроке годности или эти данные указаны нечетко, да и в целом обертка и ее содержимое выглядят помято, небрежно, лучше от покупки отказаться. Скорее всего, это контрафакт, и нет гарантии, что продукт безопасен».
С фальшивками в магазинах, скажем, дорогой одежды, все несколько сложнее. Хотя принципы «опознания», по словам милиционера, примерно те же. «Настоящая одежда известных дорогих марок шьется из очень хорошей ткани и практически не имеет изъянов. Если в примеряемом платье неаккуратно обработан хоть один шов, есть сомнения по поводу качества материала, его окраски, пуговиц, замков, не стоит отдавать за него кругленькую сумму, — комментирует Алексей Ломкин.
Но все-таки сложнее всего, по словам экспертов, разобраться в лекарствах. «Таблетки все на вид одинаковые, отличить фальшивку по цвету-форме-запаху практически невозможно, а полиграфия сейчас развита хорошо. Поэтому заказать и напечатать любую упаковку мошенникам труда не составит», — поясняет Ломкин. При этом, по его словам, нет статистики, сколько человек пострадало или погибло из-за поддель ных лекарств.
Зато вычислено, что ежегодно в России продается контрафактных медикаментов, по различным экспертным оценкам, на 200-300 миллионов долларов — это почти 10-15 процентов от объема фармакологического рынка страны. В связи с этим милиционеры разработали с минздравсоцразвития совместный план действий по предупреждению и пресечению оборота фальсифицированных лекарств. Благодаря их реализации за прошлый год и первое полугодие нынешнего выявлено 604 преступления в этой сфере. В том числе — 123 по фактам незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, 201 случай подделки бланков, рецептов и прочей документации, 44 случая мошенничества.
Огромный ущерб, по словам милиционеров, наносит людям и паленая водка. В прошлом году она унесла жизни почти 20 тысяч россиян.
С начала этого года из незаконного оборота изъято более 330 тысяч декалитров этилового спирта и суррогатного алкоголя, ликвидированы 350 подпольных цехов, приостановлены или аннулированы 303 лицензии.
«Проблема декриминализации потребительского рынка товаров и услуг руководством МВД отнесена к числу приоритетных», — говорит Алексей Ломкин.
Всего в первом полугодии количество выявленных контрафактных преступлений увеличилось на 4,6 процента.
*