В России могут быть ужесточены санкции в отношении должников. Как заявил заместитель директора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков, в законодательстве может появиться норма, позволяющая арестовывать записанное на третьих лиц имущество должников — если имеются основания считать, что имущество было переоформлено с целью сокрытия от принудительного изъятия.

Применяющаяся сегодня чрезвычайно широко такая мера ответственности, как запрет выезда должников за границу, уже довела до истерики в аэропортах сотни не расплатившихся по своим обязательствам граждан. Причем не обязательно злостных алиментщиков, но и вполне добропорядочных водителей, не пожелавших плодить коррупцию и расплачиваться с ГАИ на месте, но забывших вовремя оплатить штрафную квитанцию.

Задержка на границе за неуплату сторублевого штрафа, по первоначальному замыслу, должна была привести должников к осознанию неизбежности наказания. Речь идет не только о долгах перед государством, но и о любых взысканиях, наложенных судом, будь то алименты или присужденное фирме взыскание за неисполнение обязательств перед потребителями. Несколько показательных рейдов по аэропортам с задержкой должников на пункте паспортного контроля отчасти принесли эффект: россияне стали платить штрафы немного аккуратнее. Однако далеко не все скрывающиеся должники рано или поздно пересекут границу — охват «подопечных» через пункты пропуска на границе оказался очень избирательным. Но о тотальности охвата своих «подопечных» приставы в результате этой акции и не мечтали, рассчитывая скорее на информационный эффект.

Отдельным направлением розыска должников, призванным также создать эффектное информационное поле, стали совместные рейды приставов и сотрудников батальонов дорожно-постовой службы ГАИ. Правда, эта мера применялась не по всем регионам, а выборочно. Водителей, остановленных на трассах сотрудниками ДПС, подвергали двойному контролю: и по линии ГАИ, и по базе приставов. Если долг оказывался велик, машину могли и арестовать.

В августе ФССП вышла с инициативой радикально углубить розыскную деятельность, предложив создать внутри ведомства новую силовую структуру и своими собственными силами заниматься оперативно-розыскной деятельностью без помощи правоохранительных органов. А пока добро на создание новой структуры не получено, приставы опробуют новые методы розыска и взыскания. Как заявил замдиректора ФССП Артур Парфенчиков на российско-финском семинаре по вопросам эффективности исполнительного производства в Петрозаводске, в России может быть узаконено положение об аресте записанного на третьих лиц имущества должников.

«Нередко должники разъезжают на дорогих автомобилях, имеют свой прибыльный бизнес, и в то же время по документам за ними не числится ни средств, ни недвижимости, которое, как правило, переписано на близких родственников», — пояснил он. При этом замдиректора ФССП отметил, что наложение ареста на имущество третьих лиц может применяться только в тех случаях, когда у судебных приставов имеются неопровержимые доказательства передачи или переоформления имущества с целью его сокрытия от принудительного изъятия в счет погашения долгов.

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***