Ежегодно вокруг школ, гимназий, лицеев «особого статуса» разгораются страсти. Их около пяти тысяч из 60 тысяч российских школ. Где-то профильное обучение начинается с пятого класса, где-то углубляться в предмет можно уже в начальной школе.

В такие престижные учебные заведения родители толпами ведут детей, и каждый год, когда стартует запись в первый класс, у школ выстраиваются огромные очереди. Всем кажется, что их ребенок — особенный и имеет право учиться именно в особенной школе.

Но согласно статье 16 Закона «Об образовании» преимущества при поступлении прежде всего получают ребята из закрепленных за школой микрорайонов. Причем закон един для всех государственных школ — будь то обычная средняя или с углубленным изучением какого-либо предмета, гимназия или лицей.

Следующий по важности после территориального — принцип родственности. Привилегия у тех детей, чьи брат или сестра уже учатся в данной школе. Остальных зачисляют на свободные места.

Никаких дополнительных экзаменов, а тем более некоего конкурса и проходного балла у будущих первоклашек быть не должно. Только собеседование с классным руководителем, директором и психологом или логопедом, чтобы просто узнать ребенка. Многие родители недовольны. Логика понятна: зачем усаживать за одну парту талант и заурядность. Но в то же время можно вспомнить, что нобелевские лауреаты Альберт Эйнштейн и Нильс Бор в школе, мягко говоря, не блистали. Наш нобелевский лауреат Виталий Гинзбург рассказывает, что в детстве был туповат. Потребовалось время, чтоб их дар проявился. И, наоборот, известно немало случаев, когда вундеркинды с годами превращались в обычных людей. Так надо ли готовить элиту с пеленок или у всех детей должны быть равные возможности?

Прецедент

В Нижнем Новгороде вокруг элитных школ разразился скандал, и сейчас те родители, чьи чада не смогли пройти интеллектуальный ценз, но хотели бы учиться в престижной школе, ликуют.

Стать ее учеником можно, просто вовремя заняв очередь и по месту жительства. А недавно все было иначе. Во всех образовательных учреждениях повышенного статуса уже первоклашек отбирали по результатам экзаменов, собеседований и тестов. Случалось, что даже очень талантливым ребятам специалисты давали отвод до следующего года, пока те не будут готовы к повышенным нагрузкам. Ведь в таких школах с первого класса программа расширяется факультативами и специализированными кружками.

Попасть в элитную школу, в которой уровень образования выше, хотят многие. Родители тех, кому не хватило баллов на экзамене, шли другим путем: предлагали спонсорскую помощь, которая нередко срабатывала. Но именно из-за жалоб некоторых родителей на якобы имевшие место поборы по школам прокатилась череда прокурорских проверок. И вот с 1 апреля директора набирают первоклашек в строгом соответствии с Законом «Об образовании».

Результат не заставил себя ждать. Детей, которые учились на подготовительных курсах, оказалось настолько много, что весной, когда обычно готовятся предварительные списки учащихся, в городе назрела крайне неприятная ситуация: из почти 200 детей в первый класс одного из престижных лицеев могли попасть лишь 60. И теперь главным критерием был номер в очереди, а вовсе не способности. Родители дежурили ночами, записывали на ладонях номерки, устраивали перекличку, заверяли списки у нотариуса. Аналогичная картина наблюдалась и на пороге других элитных школ.

Казалось бы, восторжествовала справедливость. Но есть и другая сторона медали. Что было бы, если б, например, самый эрудированный мальчишка Артем, который уже в первом и во втором классах получал призовые места на олимпиадах и в конкурсах, оказался бы 61-м в очереди. Или не успел бы попасть в список другой паренек, набравший на вступительных экзаменах 30 баллов (при 25 проходных). Лицей потерял бы одного из перспективных учеников.

Директора таких школ не скрывают, что они уже с первого учебного дня внимательно следят за своими будущими звездами. Более того, селекция начинается еще на подготовительных курсах, где детей готовят к лицейским требованиям. Школьные психологи утверждают, что именно в возрасте 4-5 лет надо культивировать таланты ребенка, корректировать его психологию, обучая усидчивости, трудолюбию, умению мыслить нестандартно. Именно благодаря такой кропотливой работе с детьми с первого школьного звонка школам удавалось завоевывать первые места на международных олимпиадах, получать гранты, иметь высокий процент поступления в профильные вузы.

Что до так называемых поборов… При желании можно и так назвать вполне законные взносы в фонд школы. Все платежи, размер которых определен документально, проходят через бухгалтерию, родителям выдают квитанцию об оплате. Это прописано в уставе и никем не скрывается. Более того, на общем собрании «подготовишек» директор объясняет, зачем нужен фонд. Во-первых, на оборудование и ремонт школы, а во-вторых, на эти средства ездят по всему миру старшеклассники, участвующие в олимпиадах.

И если раньше у родителей был выбор — учить своего ребенка, заниматься с ним или просто оказать «весомую спонсорскую помощь», то теперь им остается только второе. И стоимость одного места в элитной школе будет расти как на дрожжах.

РОссийская газета ссылка на статью

*