В нынешнем году Российская армия получит по гособоронзаказу новые танки Т-90. Пока немного, всего 14. Раньше такие машины, правда, в экспортном исполнении поставлялись только в Индию — 310 единиц (124 были целиком сделаны в России, 186 собраны по лицензии на заводе в городе Авади, штат Тамилнад). На этом фоне закупки для наших Вооруженных Сил выглядят тем более скромными…

Нужны ли вообще танки в эпоху воздушно-космических войн? Не уходят ли они в прошлое? Ведь последние крупные вооруженные конфликты — в Персидском заливе, на Балканах, в Афганистане — показали, что даже масштабные операции можно проводить и без массового использования этих бронированных мастодонтов. Решать боевые задачи в основном бомбардировщиками, крылатыми ракетами, ударными вертолетами, другим высокоточным оружием. Ну а если войны будущего, локальные или какие-то там еще, все-таки немыслимы без танков, то какими их видят наши военные и конструкторы?Поразмышляем над этим, опираясь на мысли и высказывания специалистов оборонной промышленности и военного дела. А пока несколько слов о том, что представляет собой современный танковый парк Российской армии.

Лучшие из породы панцирных

К началу 1990 года на вооружении Советской Армии находилось 63 тысячи 900 танков — больше, чем у остальных стран мира вместе взятых, не считая разве что государства, входившие в Варшавский договор. Советский Союз готовился к третьей мировой войне, а она, по представлениям тогдашнего руководства страны, могла быть ядерной. Преодолевать же бесконечные зоны радиоактивного заражения можно было только на бронированных машинах, снабженных системой противорадиационной защиты. То есть на танках.

Во всех боевых уставах Советской Армии было записано, что танки являются главной ударной силой Сухопутных войск. Их выпускали тогда пять предприятий — «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле, Омский завод транспортного машиностроения, Ленинградский «Кировский завод», Челябинский тракторный и Харьковский завод тяжелого машиностроения. Объем производства, невиданный и по сей день — свыше 3000 единиц в год.

И хотя в частях Советской Армии были и машины более ранних выпусков — Т-54, Т-55, Т-62, основную долю (более 50%) составляли самые современные на то время Т-64Б, Т-72Б и Т-80Б — харьковские, уральские и ленинградские. Гусеницы, катки и другие комплектующие от одной машины не подходили ни к какой другой, но зато по своему тактико-техническому уровню они тогда превосходили танки НАТО. У наших низкий силуэт и меньшая масса, комплекс управляемого вооружения и автомат заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек (на западных машинах до сих пор четыре танкиста), простота и надежность в эксплуатации. Стрельба через ствол — кроме снаряда еще и противотанковой ракетой. Она наводилась в цель по лазерному лучу или по радио.

Кстати, на нашем танке Т-80 впервые в мире был установлен газотурбинный двигатель мощностью 1000 лошадиных сил и резинометаллические гусеницы. Машина развивала скорость свыше 70 км/час. К тому же двигатель у нее был многотопливным — мог заправляться на любой АЗС — одинаково хорошо работал как на солярке, так и на бензине, керосине и на их смесях в любой пропорции. Ведь он был сделан для того, чтобы за сутки мог преодолевать многие сотни километров, стремительно двигаясь на Запад по отменным европейским автобанам…

Валерий Морозов, главный конструктор питерского «Завода имени Владимира Климова», на котором был создан газотурбинный двигатель ГТД-1000Т, рассказывал, что в семидесятых — восьмидесятых годах регулярно устраивались так называемые «звездные пробеги» (по их окончании некоторые конструкторы и генералы получали звезды героев и другие высшие награды). Наши танки — Т-64, Т-72 и Т-80, по батальону от каждого завода, проходили через все природно-климатические зоны Союза — Мозырские болота, пустыню Каракумы, горы Памира, дальневосточные приморские топи, забайкальские степи, заполярную тундру… Они отработали там более 33 тысяч моточасов и отмахали расстояние в 573 тысячи километров. То есть дальше, чем до Луны или, кому как больше нравится, четырнадцать раз вокруг экватора, что позволяло добиться безукоризненной работы всех систем машины.

Где же генерация next?

В Российской армии по официальным данным на 1 января 1996 года, после выполнения требований Договора об обычных вооруженных силах в Европе, насчитывалось 27 тысяч танков. Современных, Т-72Б, Т-80Б, Т-80У и Т-90, всего 40%. Сегодня, по свидетельству информационного сборника Лондонского института стратегических исследований «The Military Balance 2002-2003», — 21870 машин. Из них Т-34 — один, Т-55 — 1200, Т-62 — 2020, Т-64 — 4300, Т-72 — 9700, Т-80 — 4500, Т-90 — 150. Остальные — на базах хранения, в резерве. Доля лучших, современных машин — Т-80У и Т-90 — не более 10%. И вот теперь Гособоронзаказ-2004 предусматривает закупку четырнадцати Т-90. Их серийное производство осуществляется только на одном заводе — Нижнетагильском.

Но, как заявил директор Российского агентства по обычным вооружениям Александр Ноздрачев, закупать боевые машины устаревших моделей наша армия не будет. Главное — модернизация существующих. А принципиально новый боевой танк (какой именно — это отдельный вопрос) может появиться в войсках после 2006 года. По крайней мере, так запланировано Программой вооружений на 2002-2010 годы. Сейчас она пересматривается на 2007-2015 годы. И не исключено, что Т-90 будет официально объявлен лишь переходной моделью к новым образцам бронетанковой техники.

Между тем доля танков новейших образцов в странах НАТО составляет 43% из общего количества 25825 единиц. Основные — американский M1A1 и M1A2 «Абрамс», английский «Челленджер-1 и 2», французский «Леклерк», немецкий «Леопард-2». И хотя некоторые наши специалисты утверждают, что «летающий танк» Т-80У и Т-90С — лучшие в мире, эксперты знают: это, к сожалению, теперь не совсем так. Партнеры по НАТО стали превосходить наши машины по некоторым показателям.

Наметившееся отставание нашей страны от ведущих государств мира вызвано не только тем, что в течение последних 10-15 лет созданием новой машины занимались сами заводы-производители, по сути, в инициативном порядке, поскольку правительство фактически не выделяло на это никаких средств. Тормозилось дело и бесконечными спорами между генералами, ведущими конструкторскими бюро и заводами: какой именно танк нужен Российской армии ХХI века, армии профессионалов?

К сожалению, спор этот почему-то сводится в основном к одному вопросу: какой двигатель требуется новому танку — дизельный или газотурбинный?

Борьба за выхлоп

Победа в этом споре может оказаться роковой для проигравшей стороны и, не исключено, для российского танкостроения в целом. Потому что за ней стоит судьба санкт-петербургского «Специального конструкторского бюро транспортного машиностроения» (бывшего КБ «Кировского завода»), где был создан танк Т-80У с газотурбинным двигателем. И Омского «Трансмаша», где Т-80У выпускали серийно. И «Завода имени Климова», где создали двигатели ГТД-1000, ГТД-1250 и уже отработали ГТД-1500. А с другой стороны — «Уралвагонзавода», где делают Т-90С и, как сообщалось, «танк будущего Т-95». Под вопросом — перспективы наших экспортных заказов, поскольку за рубеж мы отправляли и отправляем до сих пор машины с дизельными двигателями. А это, понятно, миллиарды долларов (только индийский контракт чего стоит). И как исключение — лишь на Кипр и в Южную Корею продано 80 штук Т-80У с ГТД. И то по большей части в счет погашения государственного долга России…

Но сравним два двигателя. По словам Валерия Морозова, газотурбинный превосходит дизельный по большинству параметров. Во-первых, запускается в любой мороз, вплоть до -400С, за одну минуту. Для дизеля нормативом установлен срок в 30 минут, его надо сначала подогреть. Во-вторых, не глохнет при попадании в тяжелую грязь и при вынужденных внезапных маневрах. Например, при утыкании танка в стену или при встрече какого-либо серьезного препятствия. А на дизельных машинах это случается регулярно. В-третьих, у Т-80У выше скорость, чем у Т-90, на 10 км/час. А это дает огромный выигрыш при маневрировании на поле боя. И, в-четвертых, на ГТД нет жидкостной системы охлаждения. Ему не нужны ни вода, ни антифриз, ни тосол. А значит, не нужно и сложное, громоздкое устройство подачи охлаждающей жидкости к узлам машины.

Кроме того, считает Морозов, а это подтверждено и многолетними испытаниями, ГТД имеет более высокий рабочий ресурс, чем дизель. Его износостойкость выше в 2-3 раза. Потому он дешевле в эксплуатации. Легче ремонтируется. На его замену требуется 4 часа, на замену дизеля — почти сутки.

Что касается расхода топлива, то на марше у газотурбинного он действительно несколько больше — на 20-30%. Зато на стоянке, где дизель вынужден постоянно работать хотя бы для того, чтобы зимой обогревать экипаж, ГТД выключается. Вместо него танкисты Т-80У могут запустить вспомогательную силовую установку, которая решает и задачу обогрева, и проблему экономии топлива. А если учесть еще и экономию машинного масла, которое у турбины практически не расходуется, экологически более чистый выхлоп (газообразное топливо сгорает практически без остатка), то эксплуатационные расходы опять же будут на стороне ГТД. Да и мощность отечественного дизеля намного меньше, чем у турбины. Почти на 250 л. с.

Между тем за рубежом — в Индии, Иране, Ираке, Египте, Вьетнаме, Ливии, Сирии и даже в Израиле — около 10 тысяч наших Т-72. Все — дизельные. Их модернизация сулит отечественному танкопрому большие деньги.

Один в поле — не воин

Но спор о двигателе для танка XXI века — только дымовая завеса вокруг реальных проблем, которые стоят перед будущим этой боевой машины. О том, что у нее есть перспектива, специалисты не дискутируют. Современный, начиненный высокопроизводительной электроникой средний танк — такое же высокоточное оружие, как тот же истребитель. Только наземный.

А то, что танки применялись во время войны в Персидском заливе только на заключительном этапе, на Балканах обошлись вообще без них, это почти ничего не значит, утверждает командующий 22-й Нижегородской армией генерал-лейтенант Алексей Меркурьев. Просто в них там не было насущной необходимости. Такого же мнения придерживается и Валерий Морозов.

В Афганистане, например, в какой-то момент Северный альянс очень помог американцам своими танками, хоть и достаточно старыми Т-54 и Т-55. Вот и израильтяне напоминают палестинским террористам, кто в доме хозяин, регулярно вводя свои боевые машины на территорию автономии. Правда, при поддержке ударных вертолетов. Все это доказывает: танк не исчерпал себя ни в масштабных, ни в локальных войнах. Альтернативы ему пока не видно.

Сила современного танка — в мощности и точности его огня, высокой скорости, маневренности и проходимости по любой местности, всесторонней защищенности экипажа. А главное — во «встроенности» в единую систему общевойскового боя, где происходит непрерывное взаимодействие частей и подразделений различных родов войск, управляемых из общего компьютерного центра, куда стекается разведывательная информация со всех приборов разведки, наблюдения, навигации и целеуказания, поднятых над землей или выведенных в космос.

Что главное в танке?

Ни одна боевая машина, какой бы надежной ни была ее броня и встроенная в корпус динамическая защита, не может уберечься от спрятавшегося в кустах гранатометчика. От закопанной на дороге противотанковой мины с дистанционным радиовзрывателем, от залпа реактивных систем типа «Смерч» или «Ураган», чьи снаряды обладают способностью «планировать» на инфракрасный выхлоп двигателя. Танк слеп и глух без надежной связи, непрерывной информации о том, что происходит на поле боя и за его пределами. Он практически беспомощен и без защиты со стороны пехоты, без подавления противника средствами радиоэлектронной борьбы.

В Российской армии, да и не только в ней, хорошо известна трагедия новогоднего штурма Грозного в ночь на 1 января 1995 года. Тогда в тесных городских кварталах, на подступах к вокзалу были расстреляны в упор и сожжены около 50 танков и боевых машин, погибло более сотни солдат и офицеров. Они пошли в бой без разведки и без поддержки с воздуха и с флангов. Это поражение стало горьким, но полезным уроком для наших военных. И поводом для создания специальной машины поддержки танков.

Правда, такую боевую машину, созданную на «Уралвагонзаводе» на базе танка Т-72, обладающую хорошим обзором местности и надежным вооружением, можно увидеть только на выставках. В войсках ее нет. Как нет на танках, стоящих в строю, и комплексов активной защиты «Арена», производства Коломенского КБ машиностроения, способных уничтожать без участия человека все кумулятивные снаряды, подлетающие к броне на расстояние в 2-3 метра.

Нет на наших боевых машинах и бортовой информационно-управляющей системы (БИУС) — бортового цифрового компьютера, созданного в питерском КБ «Спецмаш». Он мало того, что диагностирует состояние всех агрегатов танка, но может получать в реальном времени информацию со всех разведывательных аппаратов, начиная с вертолетов, БПЛА и заканчивая АВАКСами. Может вводить эти данные в электронно-вычислительный комплекс машины и «руководить» действиями экипажа на марше и в бою. Впервые БИУС был показан на выставке в Нижнем Тагиле пару лет назад и очень заинтересовал отца «Абрамса» Филиппа Летта. Но, как признался главный конструктор БИУСа Александр Леманский, образец системы оставил абсолютно равнодушным руководство бронетанковой промышленности. Никакой поддержки от Агентства по обычным вооружениям и от военных его аппаратура пока не получила.

Затраты на создание танка XXI века, под которым пока неизвестно что подразумевается, тянут на миллиарды рублей, а на БИУСах, «Аренах» и прочем суперсовременном оборудовании много не заработаешь. Тем более на создании единых систем разведки, навигации, целеуказания и управления боем. Их надо согласовывать в стольких инстанциях, что замучаешься бегать по кабинетам. А кроме того, чтобы овладеть всей этой электронной техникой, нужны не солдаты-двухгодичники, из которых 40% даже не имеют аттестата об окончании средней школы, а как минимум, техники со средним специальным образованием. То есть профессионалы. Однако они только начинают появляться в войсках, да и то не шибко.

Очень много проблем должен помочь решить танк для профессионала. Не только ликвидировать отставание от передовых армий мира, но и способствовать формированию нового взгляда на современный бой и будущую войну.

Броня с компьютером

Модели будущих сражений впервые открыто представлены в докладе министра обороны «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации». А для выполнения боевых задач, очерченных там, нужны не просто танки, а универсальные боевые платформы, способные одновременно нести на себе артиллерийское и ракетное вооружение, решать широкий спектр задач борьбы не только с наземными, но и с воздушными целями. Но самой главной деталью этого стального терминатора должен быть компьютер, интегрированный в единое информационное пространство всех находящихся в зоне боев систем вооружения и техники: бронетанковой, авиационной, космической. Именно электронная начинка будет определять облик и возможности танка будущего. Пока этого нет в наличии ни у Т-80У, ни у Т-90С, ни у M1A2 «Абрамс», ни даже у «секретной» разработки нашей оборонки — танка «Черный орел». Как ни парадоксально звучит, все это — танки вчерашнего дня.

Однако, по словам бывшего начальника Главного бронетанкового управления генерал-полковника Сергея Маева, будущее не за горами. Прежде всего экипаж танка будет сокращен с трех до одного человека, а затем танки вообще должны будут стать полностью роботизированными автономными машинами. До этого момента конструкторы должны все же решить проблему повышения эргономики внутреннего пространства танка. Например, внутренний объем Т-90 составляет не мене 11 кубических метров, но из-за обилия приборов и механизмов остаются непосредственно для членов экипажа около 4 кубов свободного пространства. Военные хотят, чтобы в машине будущего экипаж мог чувствовать себя более комфортно и был способен выполнять задачи 24 часа в сутки. То есть в танке у военнослужащих должны быть возможности вытянуться в полный рост, нормально поспать и удовлетворить другие свои потребности.

Привычная пушка уйдет в прошлое. Ее заменят устройства, работающие на новых физических принципах. Это так называемые термобарические и электрические (лазерные) пушки. Применение новых типов орудий приведет к эволюции и поражающих средств. Вместо сухих порохов рассматривается возможность применения жидких метательных веществ.

Уже идет работа над созданием новых типов брони, в частности электромагнитной. Конструкторы решают: будет это некое силовое поле вокруг машины, способное задержать подлетающие к танку ракеты и гранаты, как показывают в фантастических фильмах, или же отбрасывать их станет сама наэлектризованная броня? Ее состав, кстати, также изменяется. Стальные слоеные листы в метр толщиной уйдут в прошлое. На смену им придут композитные материалы — легкие, но неимоверно прочные. Первая попытка их использования уже сделана на Т-90. Кроме того, взамен дизельных и газотурбинных двигателей придут электрические. Все это должно привести к повышению управляемости машины и общему снижению ее веса до 20-30 тонн.

Столь радикальные перемены должны произойти в не таком уж отдаленном будущем. Во всяком случае заделы для них уже созданы. А пока на поля боевой учебы выходит Т-90 — переходная модель от привычной нам армии, комплектуемой на основе призыва, к армии по-настоящему профессиональной. От бронированной «одиночки на поле боя» — к интегрированным бронеплатформам и комплексам вооруженной борьбы с противником во всех природных сферах и в любое время суток. Такую боевую систему заждались российские войска.

РИА "Новости"

*