Последним в программе Эдинбургского фестиваля стал спектакль израильской Batsheva dance company Deca dance-2008. То есть вчера еще над городом был огромный фейерверк, официальное закрытие феста, но спектакли закончились на день раньше. И «Батшева», один из лучших в мире театров современного танца (в пятерку точно входит), удостоился чести завершать программу.

Но вдохновение постановщика, как известно, не всегда слушается расписания заранее подписанных контрактов, даже очень лестных. Худрук «Батшевы» Охад Нахарин не сделал нового спектакля в этот год; и в Эдинбурге театр показал программу, собранную из отрывков спектаклей, сочиненных в последние пятнадцать лет. Фрагменты танцев разных лет сложились неровно, на стыках порой возникало чувство неперекинутого через время мостика, разрыва. Не единый спектакль, но концерт-панорама, концерт — «творческий отчет». С другой стороны, если в жизни художника были резкие творческие сломы, разве обязан он их маскировать ради гармоничного течения спектакля? Нахарин просто предъявляет хронику — хронику своей жизни и жизни своего театра; имеет право.

В этой хронике не рвется, идет сквозь все времена одна тема — тема сотрудничества. Хореограф из страны, живущей в режиме то войны, переходящей в переговоры, то переговоров, переходящих в войну, сосредоточен на теме взаимопонимания, взаимочувствования людей. В репетиционном классе он убирает зеркала, чтобы танцовщики смотрели друг в друга, как в зеркало, отражали друг друга и существовали в режиме предельной внимательности. Надо сказать, что на этой стезе он достиг выдающихся успехов: вряд ли можно представить себе более согласованный, более чуткий друг к другу ансамбль, чем в «Батшеве».

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***