Российским телезрителям надоела любовь
Новый телесезон оброс мистическими проектами.
Традиционно осенний сезон на российском телевидении — пора перемен. В переводе с латинского слово «сезон» означает «время сева». Наши предки, как известно, «цыплят по осени считали». Когда как ни осенью сеять разумное, доброе, вечное и подводить итоги телевизионного года. Тенденция последнего времени — увеличение мистического контента — похоже приобретает размах эпидемии.
верхъестественные передачи постепенно перемещаются на самые рейтинговые телеканалы. Если прошлый сезон прошел под флагом любви (рекламные кампании «Влюбись!», «Почувствуй нашу любовь»), то нынешний — под слоганом телеканала ТВ3 «Мистика, фантастика, приключения». По западному опыту можно предположить, что мистический контент лишь ненадолго способен оживить телеиндустрию. Что будет потом? Пожалуй, известно только экстрасенсам.
Главная загадка — выступят ли крупные телеканалы с мистическими передачами — разрешилась в самое последнее время. Телеканал «Россия» приютил известного экстрасенса Ури Геллера, уже успевшего наделать шуму по всему миру и даже в Советском союзе (его передачи одно время транслировались советским телевидением). Маг намерен поменять представления россиян о мистических шоу: в передаче главным героем будет не он, а российские звезды.
Не удержался от соблазна и «семейный» СТС. В новом сезоне канал представит зрителям проект в жанре «репортаж» — «Медиум». Как заявили Sostav.ru в PR-службе СТС, «Медиум» — это попытка приоткрыть завесу тайны над необъяснимыми явлениями жизни». К сожалению, «попыткой» не первой. Подобной документалистикой уже давно изобилуют каналы ТВ3 и РЕН ТВ. «В прошлом сезоне ТВ3 радикально изменил программирование, сделав ставку на мистический контент. Причем, результат был просчитан, так как они исходили из опыта присутствия жанра на других каналах», — комментирует Sostav.ru директор по телеизмерениям TNS Gallup Media Александр Костюк.
ТВ3 по-прежнему продолжает наращивать аудиторию 18-54, что является наглядным примером успешно выбранной стратегии. В то время как летнее телесмотрение на других каналах колеблется или снижается, ТВ3 становится хедлайнером по динамике с июльской долей по России 4,2% (данные TNS Россия, см. таблицу). В осенне-зимнем сезоне телеканал усилит сетку вещания новыми сериалами и лицами. Проект «Мистика звезд» с осени будет вести балерина Анастасия Волочкова.
Ставка на сверхъестественный интерес оправдалась и на канале РЕН ТВ, который неизменно собирает аудиторию на «Фантастическое воскресенье». РЕН ТВ — канал ориентированный на мужчин 25-54, а обычно программы мистического характера все-таки больше смотрят женщины. Но это не пугает руководителя пресс-службы компании Антона Назарова. «На нашем канале такие программы зачастую даже больше интересны мужчинам, чем женщинам», — считает он.
Один из пионеров фантастических историй — телеканал ТНТ — осенью откажется от передач о непознанном, хотя программа «Битва экстрасенсов» вот уж пятый сезон удерживает зрителя у экранов. «В новом сезоне мы укрепим лидерство в жанре комедий», — говорит генеральный директор ТНТ Роман Петренко. Канал представит на суд зрителей рекордное количество премьер: комедии «Универ» (уже широко освещается в рекламе), «Пиво и орешки», «Жанна», «Крем», «Барвиха» и другие. Главная неудача прошлого сезона — шоу «Гипноз». Его пришлось закрыть из-за низких рейтингов. Год назад на «Гипноз» делались большие ставки, а генеральный продюсер ТНТ Дмитрий Троицкий называл шоу главной программой года.
Впрочем, не все так пессимистично, как кажется. «Веселых» премьер ожидается предостаточно. Новый телесезон за редким исключением примечателен еще и тем, что каналы не спешат удивлять и эпатировать как это было раньше. В беседе с «Коммерсантом» президент «СТС Медиа» Александр Роднянский так и сказал: «Ситуация диктует нам игру на проверенных полях, а не на минных». Господин Роднянский видимо не забыл о том, что сериалы «Тридцатилетние» и «Чемпион» провалились в эфире. Кстати, в регионах под «Тридцатилетних» рассчитывалась и основная прошлогодняя коммуникация канала «Влюбись!».
Зато СТС обещает сделать лицом канала Ксению Собчак. Она выступит в новой программе «Поколение». «Программа обещает быть информационной бомбой грядущего телесезона. Вместе со своей соведущей и подругой, журналисткой Ксенией Соколовой, Собчак будет приглашать в студию и препарировать самых знаковых персонажей своего поколения», — отмечают в PR-службе СТС. Весьма высокая заявка на лидерство. Последнее время фигура Собчак не сходит с экранов, а скандал с Екатериной Гордон прибавил ей рейтингов. Но смогут ли зрители СТС ассоциировать канал с «русской Пэрис Хилтон», покажет время.
Похожую программу в жанре «интервью-допрос» запустит и РЕН ТВ. «Шаги к успеху» будет вести спортсменка Алина Кабаева. Программа расскажет о жизни и карьере успешных людей. Среди первых гостей — Андрей Аршавин, Григорий Лепс, Сергей Мазаев и Алексей Немов. Кабаева в ранге гламурной ведущей представляется плохо, хотя опыт на телевидении у нее уже был.
Дмитрий Захаркин, Sostav.ru
28.08.2008.
*