В британском университете Эксетера решили, что историки ничуть не хуже физиков или химиков, и придумали «экспериментальную археологию». И попытались поставить натурный эксперимент, прикинувшись неандертальцами.

Конечно, полностью симулировать жизнь древних людей никто не собирался, да это и невозможно. И климат нынче в Европе не тот, что 30—40 тыс. лет назад, и греться у костра на стоянках никто не собирался, да и охотиться так, как неандертальцы, невозможно, поскольку фауна Европы сейчас изменилась. Но вот прикинуться древним ремесленником, делающим примитивные орудия труда, вполне можно. Археологи из Эксетера при участии коллег из США три года занимались созданием каменных топоров, скребков и прочих заостренных предметов из кремня.

Дело в том, что человек разумный в деле изготовления кремневых орудий был чуть более искусен, чем неандерталец. Последние обкалывали камни так, чтобы получались широкие режущие кромки, наши предки также научились делать и другой тип орудий — более заостренной, суженной формы. Это считается одним из свидетельств того, что гомо сапиенс был более продвинутым, что позже и помогло одолеть и вытеснить конкурентов из Старого Света. Напомним, что наши предки пришли в Европу около 40—50 тыс. лет назад, когда неандертальцы здесь уже жили. А последние стоянки аборигенного населения материка имеют возраст в 28 тыс. лет. После этой победы мы окончательно заняли положение «царя природы» и стали единственным разумным видом на земле.

Но то, что тонкие лезвия эффективнее широких, это лишь предположение. Археологи описывали свои находки и строили гипотезы, но никто раньше это не проверял. А вот британцы занялись экспериментом и стали учиться делать эти орудия. Замерялось время, за которое археолог способен обтесать камень, продуктивность процесса, количество скребков и наконечников, получающихся при обработке камней равной величины, срок службы орудия и т.д. По мнению экспериментаторов, никакого технологического превосходства «более прогрессивные» узкие лезвия человеку разумному не давали. Что, как полагают в Эксетере, демонстрирует отсутствие какого-либо интеллектуального превосходства наших пращуров над неандертальцами.

Но в таком случае крайне сложно объяснить, почему гомо сапиенс около 40 тыс. лет назад, начиная колонизацию Европы, стал делать именно узкие каменные орудия труда. Экспериментаторы предполагают, что тут могли играть роль какие-то культурные факторы. Например, один из соавторов работы Метин Эрен предположил, что новая технология играла роль «социального клея», объединявшего сообщества людей, осваивающихся в Европе. Что ж, сводить все к фактору полезности и недооценивать ритуальную сторону жизни человечества действительно не стоит, так что подобное объяснение оказывается не хуже других. Хотя представить себе подобную систему опознавания «свой—чужой», основанную на форме топоров, трудновато.

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***