Родоначальником мыльной оперы считается жанр бесконечных радиопостановок «с продолжением», которые были популярны в 30-е годы в США. Впервые это сочетание появилось на страницах газеты Christian Century ровно 70 лет назад.

Спонсором этих сериалов выступали компании, производящие мыло и чистящие средства. Постановки, само собой, перебивались рекламой этих продуктов и назойливым их присутствием как в виде объектов, которыми оперируют персонажи, так и в их разговорах. Отсюда и пошло название «мыльная опера» по отношению уже к телепостановкам, сменившим мгновенно устаревшее радио. Термин прижился и вскоре стал обозначать разновидность жанра.

«Непредрешенность событий сказывается на игре актеров, которые не знают, что отмочит их герой через пять серий» Следует различать многосерийные телефильмы, сериалы, ситкомы, мыльные оперы и теленовеллы. Телефильмы снимаются, как правило, по уже написанному литературному произведению, иногда классическому или современному, которое пользуется популярностью, в них обычно небольшое количество серий.

Сериалы, в отличие от телефильмов, не претендуют на большую художественную ценность, они делаются по готовым сценариям и выпускаются в эфир блоками, в несколько приемов.

Ситком – это сокращение от словосочетания «ситуационная комедия», в этом телеповествовании эпизоды обычно не связаны друг с другом единым сквозным сюжетом и их можно смотреть без ущерба что-то пропустить в сюжетных перипетиях.

Теленовеллы преимущественно посвящены любовной проблематике с возможным добавлением детективных специй. Это романтические мелодрамы, как правило, южноамериканского производства.

Собственно же мыльные оперы отличаются тем, что сценарий пишется по ходу съемок, а количество серий в них не определено – будут снимать, пока в этом есть какой-то финансовый резон, определяемый рейтингами.

Мыльные оперы по природе своей отнюдь не киношны, а театральны и литературны. Вряд ли можно в данном случае говорить о серьезной операторской работе, тщательном раскладе света и тени или искусстве монтажа. Поскольку мыльная опера тяготеет к литературе, к ее повествовательным жанрам, то она и подчиняется основным литературным законам. Подчиняется, впрочем, весьма своеобразно, доводя их до логического абсурда.

Ловушка, которой мыльная опера ловит зрителя, – дискретность и протяженность. Этот прием тоже идет от литературы, когда произведения публиковались в периодических изданиях порционно и каждый кусок заканчивался заманчивой фразой «Продолжение следует». Такой жанр в нашей стране уже не востребован в его литературном воплощении, он благополучно перекочевал на телеэкраны. А ведь таким образом когда-то печатались и романы Диккенса!

В России сериальный бум начался в 1988 году. Сначала это были теленовеллы «(Рабыня Изаура», «Просто Мария», «Богатые тоже плачут»), потом пришел черед и классическим мыльным операм. Знаменитая «Санта-Барбара», в которой более чем две тысячи серий, в сокращенном виде прокатилась по нашим телеэкранам.

Российская тематика востребована и в зарубежном производстве мыльных опер. Вот жизненный сюжет нового эпоса, который готовятся снимать в Бразилии: русский олигарх, нефтяной разумеется, страдает амнезией. Оказывается, что на самом деле он бразилец и его семья была зверски убита. Он возвращается на родину, чтобы отомстить злодеям и вернуть любимую.

Подробнее: Деловая газета "Взгляд"

Деловая газета "Взгляд"

***