По мнению большинства зрителей, киногод-2003 в «Ракурсе» не был очень удачным. Можно вспомнить лишь несколько названий, которые останутся в истории киноискусства, которые сказали что-то новое или по-новому. Это, безусловно, «Догвилль» Ларса фон Триера, это «Джерри» Гаса Ван Сэнта, «Страх и трепет» Алена Корно. «Трудности перевода» Софии Коппола, «21 грамм» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Нашествие варваров» Дени Аркана, «Возвращение» Андрея Звягинцева. Именно эти ленты и занимают первые места в традиционном рейтинге «Ракурса» сезона 2003/2004. Именно они вызвали и самый живой эмоциональный отклик — аплодисменты после показа, что бывает редко. Остальное новое мировое кино (названий 20 — 30), даже получившее награды и призы, вызывало лишь вежливое молчание — от большинства просмотров оставалось ощущение «дежа вю».

Но вот конец сезона (20 апреля — 4 июня) для зрителей «Ракурса» должен, как надеются организаторы, оказаться более интересным. Во-первых, это оставшихся семь фильмов, каждый из которых, — событие. Во-вторых, небольшая программа голландского кино «Стеллинг и другие».

Событие № 1. «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи, к выходу которого была приурочена первая в Самаре ретроспектива создателя «Конформиста», «Последнего танго в Париже», «XX века», «Ускользающей красоты» (она завершится 29 апреля фильмом «Партнер», созданного в том самом 68-м, когда происходят события «Мечтателей»). Классик поставил по-юношески живую и эмоциональную, по-бертолуччиевски откровенную и чувственную ленту о парижском мае-68. о трех молодых людях, о их первых опытах в киномании, сексе и политике.

Событие № 2. «Отец и сын». Александр Сокуров снял, может быть, самую свою нежную, трогательную и беззащитную ленту (тематически и стилево эта лента продолжает поиски лент «Мать и сын». «Круг второй»), потому, к сожалению, не понятую в Канне (там фильм получил лишь приз ФИПРЕССИ), ни в родных пенатах. На наш же взгляд «Отец и сын» — лента замечательная и одна из лучших в творчестве Сокурова (4,5 мая).

Событие № 3. «Город Бога». Появление нового чрезвычайно талантливого кинематографиста — Фернанду Мейреллеше из Бразилии, удостоенного за этот свой дебют более 20 наград различных смотров и даже четырех (феноменально!) номинаций на «Оскар». Дебют мощный, энергетически емкий, кинематографически весьма выразительный! Гангстерский эпос, напоминающий творения Леоне и Скорсезе. Живой и трагически наполненный.

Событие № 4. «Затоичи». Автор «Фейерверка», «Жестокого полицейского», «Кукол» опять удивил всех очередной гранью своего вулканического темперамента и таланта. Китано поставил самурайский экшн, сам сыграв слепого массажиста (он же — лихой воин) и получил за «Затоичи» сразу четыре награды МКФ в Венеции (в том числе, за лучшую режиссуру). 18,20, 22 мая.

Событие № 5. «Боулинг для «Колумбины» (25 мая). Редкое явление -полнометражный документальный фильм в российском прокате. Фильм Майкла Мура («Оскар» за лучший документальный фильм, премии в Канне) – язвительный, остроумный, саркастический фильм-размышление о природе насилия (конкретно — о феномене продажи оружия в США), произведение в высшей степени умное и актуальное.

Событие № 6. «Весна, лето, осень, зима… и опять весна» (27 мая). Теперь уже Мастер Кино из Южной Кореи удивляет — признанный режиссер «насилия и жестокости» Ким Ки-Дук поставил удивительно красивую буддистскую притчу (кстати, еще один фильм Ким Ки-Дука — «Береговая охрана» — более традиционный для автора «Острова», «Плохого парня» и «Адрес неизвестен» — будет показан в «Ракурсе» 27 апреля).

А с 1 по 4 июня «Ракурс» — «Nostalgiе» и Посольство Королевства Нидерландов в России представляют фестиваль Голландского кино. Знакомые с редким в наших палестинах кинематографом (в основном на фестивалях) знают: практически любой фильм из Страны тюльпанов — произведение в высшей степени достойное, качественное и оригинальное. В мире известны два знаменитых киноголландца — Йос Стеллинг и Пауль Верхувен. Первый из Голландии никуда не уезжал, второй — давно в Голливуде. Стеллинга «Ракурс» уже представлял, и все, кто его видел, были им очарованы. Мы повторим ею гениального «Стрелочника», трогательный фильм «Ни поездов, ни самолетов» и иронично-эротичную «Бензоколонку». Плюс в программе — блистательная анимация (одна из лучших в мире! Пол Дриссен и Михель Дудок де Вит — бесспорные классики) и современная трагикомедия «Семья».

*