Как возникают великие цивилизации? Возможно, первопричина залегает глубже, чем плодородные земли, уникальные ресурсы или технологии. Американский учёный-пенсионер предположил, что колыбелью культур могла стать сейсмическая активность.

Заслуженный геолог Эрик Форс (Eric Force), работающий ныне на полставки в Аризонском университете в Тусоне (University of Arizona, Tucson), уверен, что существует прямая связь между стихийными бедствиями и социальным прогрессом.

Отчёт о его изысканиях опубликован в журнале Geoarchaeology.

Мистеру Форсу пришла в голову идея взять геологическую карту и сравнить её с картой исторической. Результат получился довольно неожиданным. Для американца, по крайней мере: из 15 древних евразийских цивилизаций 13 располагались вдоль сейсмоопасной линии Альпийско-Гималайского горного пояса.

Из всех значительных культур в зону «огненного пояса» не попали лишь Египет и Китай. А большинство остальных «нашлось» в пределах 75-километровой полосы на границе тектонической конвергенции.

На самом деле идея о связи сейсмической и культурной активности не нова, и существуют различные теории, объясняющие, почему в районах землетрясений и извержений жизнь развивалась с удвоенной энергией.

Например, геологические данные свидетельствуют о богатстве водных ресурсов в зоне столкновения плит, – это не могло не способствовать успеху поселенцев.

Нельзя забывать и о вулканической активности, которая вполне могла способствовать появлению обширных плодородных земель – как, например, в Междуречье или Индии.

Американец признаёт, что о связи истории и геологии уже задумывались и раньше, но подчёркивает — столь детального и масштабного сопоставления данных до него не проводилось.

По словам мистера Форса, ни одна из выдвигаемых гипотез не объясняет интересную закономерность полностью, но ему очень импонирует интересное «психологическое» объяснение в духе Арнольда Тойнби, которое предложил антрополог Джефф Бейли (Geoff Bailey) из университета Йорка (University of York).

Британский учёный считает, что, постоянно живя в условиях опасности, родители более эффективно готовили своих детей к тяготам этой жизни, и что в дальнейшем это привело к возникновению новых технологий (сейсмоустойчивой архитектуры, например) и «конкурентоспособных» моделей поведения.

МЕМБРАНА ссылка на статью

***