Начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов подписал указание, обязательное для исполнения всеми подразделениями по всей стране.

А все потому, что неожиданно и резко изменилась расстановка сил на дорогах. Причем в «проигравших» оказались пешеходы. Считалось, что в результате аварий чаще всего страдают водители и их пассажиры. Однако в последнее время все больше в авариях погибают те, кто ходит пешком. Наезд на пешеходов стал самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на дорогах нашей страны. Этот вид «аварий» составляет 36,5 процента от всех происшествий. Столкновения транспортных средств — на втором месте (32,9 процента).

За полгода именно на пешеходных переходах погибло и ранено почти 5200 человек. Для сравнения: за этот период времени в общей сложности в авариях погибло 14 700 человек. В ряде регионов, например, в Калмыкии, Амурской, Владимирской, Орловской, Ленинградской областях, число наездов на «зебре» по вине водителей возросло более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Почти каждый четвертый наезд на пешехода на переходе происходит из-за плохой видимости разметки или ее полного отсутствия, отсутствия дорожных знаков, освещения, неисправности светофоров.

Водитель может и не подозревать о том, что сейчас перед ним будет переход. Да и пешеходы зачастую не знают, где можно пересечь дорогу, и идут под колеса по кратчайшему маршруту. Сложившаяся ситуация требует экстренных мер. Именно поэтому одной из главных задач всего личного состава ГИБДД названа безопасность пешеходных переходов.

Мало кто знает, но на эти объекты дорожного движения существуют ГОСТы. Знаки должны быть видны на расстоянии не менее чем 100 метров, при этом на высоте не ниже полутора метров и не выше трех — в населенном пункте и не ниже двух и не выше четырех метров — вне населенных пунктов. Эта информация также важна для водителя, ведь если он просто физически не мог заметить знак, который не соответствует ГОСТу, то его вину в нарушении правил можно и нужно оспорить. Сигнал светофора тоже должен быть заметен и не теряться в зелени листвы. Висит знак «пешеходный переход», с ним же на столбе ограничение скорости «40». Но все это уже завешано ветвями раскидистых деревьев, и никто не удосужился привести видимость знаков в порядок. В Кодексе об административных правонарушениях существует статья за то, что знаки или разметка не соответствуют ГОСТу. Ответственность за нарушение (для юридического лица — предприятия, эксплуатирующего данный участок, до 20 тысяч рублей) копеечная, но если на таком участке погибнет человек, то уголовная статья обеспечена.

По свежевышедшему указанию наказывать дорожников за невидимые знаки и дорожную разметку, за грязные светофоры и отсутствие ограждений, за не обозначенные должным образом или несоответствующие тому же ГОСТу «лежачие полицейские» будут самым строжайшим образом — пообещал главный автоинспектор страны Виктор Кирьянов. Знак устарел — замени. Не заменил в обозначенные сроки — штраф. А если подобное требование не первое — то и под суд можешь пойти.

Однако эта мера — лишь малая часть в планируемом ужесточении порядка на переходах. Приведя в соответствие знаки и разметку, гаишники начнут проверять, как выполняется пункт правил, обязующий водителя уступить на «зебре» дорогу пешеходу. Увы, у нас не заграница. У нас водитель не считает нужным не то что остановиться — даже притормозить у полосатой разметки. Человек, сделавший шаг на проезжую часть, — это только на Западе хозяин дороги. У нас этот персонаж считается «неожиданно выскочившим на проезжую часть». Это на Западе за наезд на пешехода — суд и возмещение вреда. А у нас: штраф за причинение легкого вреда здоровью — 1500 рублей, среднего — 2000 рублей и только тяжкий подпадает под уголовную статью. А сам факт того, что водитель не уступил дорогу пешеходу, наказывается предупреждением или штрафом в 100 рублей.

Помните, в свое время проводились рейды по выявлению непристегнутых водителей, шла реклама на телевидении? Что эти меры дали? Практически ничего. Потому что штраф за это нарушение был 50 рублей. Сейчас ответственность водителя за непристегнутый ремень возросла в десять раз. И как по мановению волшебной палочки, пристегиваться стали все, более того — стали заставлять пристегиваться пассажиров. Может, если увеличить штраф за непредоставление преимущества пешеходам, людей перестанут давить на переходах? Мера, конечно, непопулярная и вызовет массу споров в среде правозащитников, но именно так наказывают водителей в большинстве стран мира.

Впрочем, и пешеходы у нас — отдельная головная боль.

Подробнее: "Российская газета" — Федеральный выпуск №4736 от 26 августа 2008 г.

"Российская газета" — Федеральный выпуск №4736 от 26 августа 2008 г.

*